Правовые консультации для замещающих родителей. Экстренное консультирование замещающих семей в кризисных ситуациях. Индивидуальные требования к норме похвалы

Правовые консультации для замещающих родителей. Экстренное консультирование замещающих семей в кризисных ситуациях. Индивидуальные требования к норме похвалы

Консультация для замещающих родителей «Адаптация ребенка в приемной семье»

Адаптация ребёнка в приёмной семье происходит примерно в течение года и условно делится на несколько периодов.
Этап первый - «Знакомство» или «Идеализированные ожидания». В начале первого этапа обычно дети испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, обилие незнакомых предметов, отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребёнка. В результате ребёнок становится настороженным, может плакать и кричать. Нарушение сна, ночное недержание мочи, отсутствие аппетита, а также вспышки агрессии достаточно часто распространенны в первые два - четыре дня. Вместе с тем, обилие новых впечатлений, осознание, что он нашёл себе маму и папу, делает его радостно возбуждённым.
Дети постарше также испытывают тревожность, но могут её контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти или уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи»…
Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают идеализированный образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока не сформировалась, в результате возникают «установочные» конфликты, являющиеся частью нормального поступательного процесса адаптации ребёнка и семьи друг к другу.
Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых для обеих сторон равновесием. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.
Первый этап плавно переходит во второй, мы его назовём «вживание» или же больше подходит как «проверка для приёмных родителей» на устоявшуюся систему. Дети уже знакомы с правилами семьи и требованиями, поэтому несколько освоившись начинают вести себя как обычно вели себя в своей биологической семье. Это один из самых трудных этапов в становлении приёмной семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период - агрессивные выпады. Ребёнок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятья реагировать укусами, щипками, плеваться. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своём, даже в ущерб здравому смыслу. Контроль над ситуацией и родителями позволяет ему уменьшить всё ещё имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного.
Сон детей в этот период ещё тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза, дети практикуютдурные привычки, приобретённые в неблагополучных семьях и интернатных учреждениях.
Эмоциональные трудности ребёнка состоят в том, что он испытывает радость и тревогу одновременно. Установить контакт с такими детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки, но и здесь важно учесть возраст, пол, интересы и уровень развития ребёнка. Дисциплинирующие воспитательные ограничения, наказания придётся применять немного позже, когда такой ребёнок привыкнет к новым условиям.
Этап третий - «псевдоадаптация». Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается агрессивность в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках»…
Часто спрашивают любят ли их родители и сильно тревожатся, если расстаются с родителями на какое-то время. Дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.
Большую роль в этот период начинает играть личность родителей, их особенность к контакту, умению устанавливать доверительные отношения с ребёнком.
Наиболее ярко обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темперамента, чёрт характеров, привычек, проблем с памятью, неразвитость воображения, отставание в познавательной сфере.
Особенно ярко в этот период проявляются педагогические барьеры: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения; попытка опереться на свой жизненный опыт, на то, что нас так воспитывали; обнаруживается разница во взглядах на воспитание, влияние авторитарной педагогики, завышенные или, наоборот, заниженные требования.
Об успешном преодолении трудностей этого периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение лица, оно становиться более осмысленным, оживлённым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребёнка к жизни семьи.
Этап четвёртый - «привыкание». У ребёнка практически исчезла тревожность, напряжённость, дурные привычки. Ребёнок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идёт на уступки приёмным родителям, доверяет им, обращается за помощью. Последний пятый этап - этап «уподобление». Здесь уже ребёнок можно сказать не чем не отличается от «домашнего». Он чувствует себя уверенно, спокойно, живёт этой семьёй. Между ребёнком и приёмным воспитателем устанавливается взаимная привязанность. Ребёнок охотно выполняет просьбы взрослого, не нарушает семейные правила. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости за неё.
Условием успешного прохождения адаптации являетсяправильное поведениеприёмных родителей, которое заключается в терпеливом, доброжелательном, требовательно-последовательном и гибком отношении к ребёнку.

Как бороться с тревогой

Почему возникает тревога?

Любой человек, даже несмотря на то, что хорошо подготовился, перед экзаменами начинает тревожиться, это абсолютно нормально. Для того чтобы справиться с тревогой необходимо умение владеть собой. Говоря о чувстве тревоги, нужно отметить, что кому-то это чувство помогает, например, в определенной ситуации помогает вспомнить и выдать необходимую информацию. К сожалению, волнение не всегда может помочь, очень многие люди, наоборот, от переживания, страха, забывают все, что знали до этого. Им сложно сосредоточиться, они начинают краснеть, заикаться, иными словами, не могут преподнести информацию так, как нужно. Итак, волнение мешает, когда становится чрезмерным и человек не может с ним справиться. Что же больше всего пугает человека перед экзаменом?

Большинство людей говорят, что причиной волнения является неизвестность. Экзаменующийся не знает, что именно у него спросят, как он ответит, а самое главное - не знает результата. Если пугает непредсказуемость, то можно попробовать сделать ситуацию более предсказуемой: побывать в классе, почувствовать обстановку, подготовить те вещи, которые будут с Вами на экзамене, может взять какой-нибудь талисман, попробовать поиграть в экзамен с друзьями, побывав в роли и ученика, и учителя.

Как справиться со страхом перед экзаменом?

Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу.

Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Мы получаем то, о чем усиленно думаем, в буквальном смысле программируя себя на конечный результат.

В-третьих, если вы почувствовали, что вами овладевает паника, немедленно запретите тревожным мыслям засорять сознание. Скажите самому себе Стоп! Это слово должно быть произнесено как команда, желательно вслух и должно отрезвить вас. После этого сосредоточьтесь на своем дыхании: сделайте глубокий вдох - медленный выдох, глубокий вдох - медленный выдох. И так несколько раз (ту же технику глубокого и медленного дыхания используйте в момент начала экзамена, когда вами овладевает нервозность).

В-четвертых, если экзамены заставляют Вас беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Если вы подвержены экзаменационному стрессу, очень важно помнить, что вы не одиноки. Вокруг вас люди, которые вам обязательно помогут. Это может быть ваш друг или учитель, психолог.

Как бороться с тревогой?(приемы самонастройки и аутотренинга)

1. Прием «лобовой атаки». Подобрать фразу, в которой выражаете свое отношение к экзамену, произносить с чувством, многократно, пока чувство не ослабнет.

2. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, приказным тоном произносите: «Стоп» или «Спокойно».

3. Неоднократно на протяжении дня произносить слова, которые вызывают у Вас тревогу: «экзамен», «билет». Использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги.

4. Представьте экзамен в воображении, многократно проиграйте модель желательного поведения.

5. Мысленное перевоплощение в человека, который имеет все желательные для вас качества.

6. Постараться реагировать безразлично на ситуацию, оценивая ее, анализируя, как просто интересное явление.

7. Можно перед экзаменом успокаивать свою подругу, или друга. Тем самым, Вы сами станете более спокойны.

8. «Коллаж» Подберите картинку из журнала, или сделайте сами коллаж из вырезок про успех на экзамене. Повесьте на самое видное место, чтобы как можно больше раз Вы могли осознанно и неосознанно запечатлевать этот образ. Перед экзаменом, представьте, что это Ваш образ.

Петрановская Мы не обязаны посвящать жизнь только детям

Семейный психолог Людмила Петрановская: «Мы не обязаны свою жизнь посвящать только детям»

Людмила Петрановская – педагог-психолог, автор книг «Минус один? Плюс один!», «Дитя двух семей», «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка», «Если с ребенком трудно». Она создатель и руководитель Института развития семейного устройства, при котором существует Школа приемных родителей. С 2012 года подготовка приемных родителей в нашей стране является обязательной. За три года работы ШПР по методике Людмилы Петрановской выпустила более 400 человек, в их семьях растут уже более 70 детей.

- Не поспоришь с фактом, что счастливая мать лучше для ребенка, чем несчастная. И если женщине нравится работать, то и ребенку так лучше. Вы согласны?

- Согласна, потому что мама не менее ценный человек, чем ребенок. Мама – это не средство для воспитания ребенка. И ребенок, и мама имеют свои права. Совершенно нормально, когда вы уходите, но при этом говорите ребенку: «Ты расстроен, что я ухожу. Я понимаю, что ты будешь скучать. Я тоже буду скучать. Мы встретимся вечером - и я буду с тобой». Ну а если говорить маленькому человеку «Что ты опять разревелся? Неужели ты хочешь, чтобы мы остались без денег», это уже называется неисполнением родительских обязанностей. Исполнение родительских обязанностей не состоит в том, чтобы удовлетворять все желания ребенка всегда. Они состоят в том, чтобы быть внимательным к чувствам ребенка, помогать ему адаптироваться к той реальности, которая есть, но которая не всегда соответствует его желаниям. Наши дети имеют право расстраиваться, если им что-то не нравится.- Если женщина сделала карьеру, а затем уже стала матерью, когда ей следует выходить на работу? Каков оптимальный срок для ребенка, чтобы мама была рядом?- Я не думаю, что существуют какие-то объективные сроки. Природой заложен период, когда ребенок особо нуждается в матери, - это первые месяцы его жизни, периодгрудного вскармливания. Так не только ребенку, но и маме спокойнее. Надо признать, что и женщины обычно испытывают сильный стресс, если им нужно расставаться с ребенком в первые недели или месяцы его жизни. И, собственно говоря, маме часто бывает в это время не в радость ни работа, ни развлечения.Большое достижение, что интернет и мобильная связь позволяют современной женщине не делать мучительный выбор между работой и ребенком. Можно найти более гибкие варианты - и фриланс, и неполный рабочий день, и работу из дома.

Про привязанность

- Благодаря вашим книгам мы узнали про привязанность как базовую вещь в жизни человека. А как сформировать это чувство у ребенка, если женщине нужно много работать и, соответственно, отсутствовать дома? Тем более если речь идет о приемном ребенке, который изначально был депривирован.

- Эта проблема была общей в советские времена. Когда ребенка уже в двухмесячном возрасте отправляли в ясли, фактически он получал ту самую депривацию. Семьи, позволяющие себе не отдавать ребенка в ясли, скорее, были исключением, чем правилом. Пусть это была не тотальная депривация, но советскому ребенку доставалась мама, измотанная рабочей сменой на заводе и достаточно тяжелым бытом. Неслучайно до сих пор у старшего и среднего поколений мы видим последствия депривации.

- В чем они выражаются?

- У человека, уже взрослого, отсутствует контакт с собственными чувствами, у него нет контакта со своим телом, с родителями, со своими потребностями и даже со своими выросшими детьми.

- Чтобы не повторить советский опыт, что важно учитывать современной работающей женщине?

- Одно дело, когда мама часто звонит куда-то, раз в неделю ездит на совещания или, в конце концов, кормит ребенка в перерыве делового мероприятия. И совсем другое - оставляет ребенка на сменных нянь. Если женщина не чувствует материнство сферой своей самореализации и понимает, что не желает много заниматься ребенком, имеет смысл искать постоянное замещающее лицо: папу, бабушку или постоянно проживающую няню.Но в этом случае маме придется согласиться, что няня, папа, или бабушка станут основной привязанностью ребенка. В общем-то, многие годы имущие классы так и жили, а мать начинала фактически заниматься ребенком в его более взрослом возрасте. Так, например, мы все знаем имя няни Пушкина, но не знаем, как звали его мать, верно? Если маму такой расклад устраивает, то все в порядке.

- То есть проблемы с привязанностью начинаются, когда мама не может или не хочет заниматься ребенком и никому не передает эту ответственность?

- Да, такая мама сначала нанимает няню, потом ее меняет, потому что ребенок к ней привязывается, и мама начинает ревновать. Очень часто няню увольняют с формулировкой: «Претендует на роль матери». Но при этом, когда ребенок болеет, когда у него температура, режутся зубы, его тошнит или его надо везти в больницу, с ребенком все равно находится няня. И при этом любить он должен только маму. Извините, но такой способ привязанности не работает. Ребенок привязывается к тому взрослому, который рядом с ним в самые тяжелые моменты. И такую няню лучше беречь как зеницу ока и молиться, чтобы она от вас не ушла.

- Деловая женщина, как правило, хорошо умеет распределять и делегировать обязанности. А что в воспитании ребенка можно и нельзя делегировать?

- Если вы хотите стать для ребенка главной привязанностью, вы все равно можете ходить на работу и делать свою карьеру. Приходящая няня может гулять, играть, кормить дитя, но его базовые потребности - когда он болеет или перед сном, когда ребенок максимально беззащитен, - должна удовлетворять мама. Если вы понимаете, что этим заниматься не хотите и не можете, согласитесь с фактом, что основной привязанностью ребенка будете не вы. Так вы только поможете своему ребенку.

- Женщины, не желающие портить свою карьеру, часто оправдывают свой ранний выход в офис тем, что не хотят выглядеть неинтересно в глазах собственного ребенка, когда он подрастет.

- Если честно, не так много таких карьер, в которых нельзя на год-два отлучиться из офиса. Особенно если мы говорим о по-настоящему успешной женщине, о востребованном профессионале, уже сделавшем себе имя и должность в бизнесе. И тем более, когда мы говорим, что многие заводят детей не в 25-летнем возрасте, а значительно позже, когда карьера сформирована. Думаю, к 35 годам уже можно иметь такое рабочее место, где тебя тебя не забудут за пару лет. К тому же никто не отбирает возможность работать в качестве консультанта или фрилансера с неполной занятостью. А начиная с трехлетнего возраста ребенка уже можно позволить себе полную занятость.

- Родители часто обосновывают свою занятость необходимостью зарабатывать деньги на все самое лучшее для ребенка - самый лучший (и соответственно, дорогой) сад, школа, курсы, игрушки. Как вписать материальные ценности в воспитание?

- Чаще всего это растет из детства самих родителей, когда они сами были многого лишены. Важно спросить у себя взрослого: «Чья это потребность - моего ребенка или моя собственная из детства?».Если вам в детстве хотелоськрасивого платья, то идите и купите его себе. Но не морочьте, пожалуйста, голову ребенку, таская его примерочным, когда он (или даже она) желает надеть старые штаны и залезть в лужу.

- Как быть с мелкими подарками от мамы и папы после позднего возвращения с работы или командировки, например?

- Есть дети, для которых подарки - это важно. Это про то, что мама с папой про них помнят и любят. Подарки сами по себе не криминал. Но если вместо своего общества я предлагаю ребенку подарок и при этом жду, чтобы он хотел не подарки, а меня, это уже несколько странно. Ребенок хочет того, кто дает ему силы и чувство, что он любим.

- При вашем обширном опыте общения с разными родителями, видите ли вы разницу в детях с мамами домашними и мамами работающими?

- Разница зависит не от присутствия или отсутствия мамы дома. Нередки случаи, когда у ребенка наблюдаются все признаки депривации при наличии прекрасных условий жилья и неработающей мамы, то есть при наличии эмоционального дефицита общения ребенка и родителя. В то же время полно работающих мам с прекрасными отношениями с детьми.

- А как понять, есть у твоего ребенка признаки депривации или нет?

- Депривированный ребенок чувствует себя заброшенным, чувствует, что он сам по себе никому не нужен. Бывают разные варианты того, как ребенок переживает дефицит отношений с матерью. У подростков, например, это выражается, в потребительском отношении к родителям или замещающей привязанности к ровесникам, а не к маме с папой.Если говорить о маленьких, то трехлетний ребенок, например, может идти на ручки ко всем подряд, улыбаться в надежде, что хоть кто-то обратит на него внимание. Отдельные дети вообще уходят в себя, замыкаются, им никто не нужен. Другие, наоборот, становятся тревожными, буквально цепляются за юбку, надеясь хоть что-то получить от мамы. Как у Бергмана в фильме «Осенняя соната»: ребенок готов долго сидеть под дверью в ожидании, что мама пройдет мимо и хоть недолго на него посмотрит.

- Каким взрослым он тогда станет?

- Став взрослыми, мы часто воспроизводим модель отношений, знакомую из детства или компенсаторную по отношению к ней. Например, когда ребенок тоскливо ждал внимания родителя, он может создать модель отношений, в которой его игнорируют и бросают. Ребенок, вынужденный в детстве заслуживать внимание взрослых поступками, прыжками, достижениями или чем-то еще, будет и далее так строить отношения, уверенный, что любят только за достижения, а не за факт его существования в этом мире.

- Грустная картина получается, когда такие негативные сценарии закладываются в детстве.

- По умолчанию у любого взрослого будет базовая модель отношений, полученная им от родителей. Но такой ребенок, став взрослым, слава богу, не приговорен. Он всегда может изменить свой жизненный сценарий и отказаться от родительского, при условии его осознания и проведения глубокой внутренней работы с собой.При этом же понятно, что нет в мире ребенка, который никогда не чувствовал, что ему мало мамы. Подобные ситуации есть всегда и у всех. Мама может заболеть, уйти в магазин, когда ребенку именно в этот момент очень хочется ее рядом. Это нормально в той или иной степени. Я тоже в своем детстве ждала свою маму под дверью.Намного важнее, что же происходит после возвращения мамы домой. Одна мама интересуется помытой посудой, чистым полом и сделанными уроками, другая обнимает ребенка, рассказывает, как она соскучилась, и они вместе идут ужинать. Чувствуете разницу? Это два разных сценария.Про воспитание

- Получается, что к периоду материнства любая мать (и не только приемная) должна не только разобраться со своими детскими сценариями, но и выучить новые правила воспитания детей.

- Это важно и именно сейчас. Еще недавно, даже в пору наших бабушек, человечество жило большими семьями. Тогда, в ситуации больших семей и тесных контактов с соседями, любая женщина к моменту появления первенца уже получала опыт общения с десятком детейразного возрастаи на интуитивном уровне понимала, как обращаться с годовалым, трехлетним, семилетним ребенком. Сейчас в городах нередки случаи, когда первым младенцем, которого берет на руки 35-летняя женщина, становится ее собственное дитя. Тогда лучше заранее книжки прочитать.

- На рынке сейчас тысячи книг про воспитание, проповедующие разные и подчас противоположные теории. Как в них найти оптимальный вариант?

- Это очень просто. Если после прочтения книжки вы чувствуете себя плохой матерью, дальше эту книгу не читайте. Если после прочтения считаете своего ребенка прекрасным, да и сама вы как мама ничего, продолжайте читать. Книга либо помогает и становится маминым ресурсом, либо бьет по голове. А бить мать по голове не надо.

- Какова роль генов, особенно в случае с приемным ребенком, в будущих успехах ребенка? Многие усыновители боятся, что вот у ребенка проявятся гены, и тогда …

- Гены играют важную роль, но не важнейшую. Важнее, чем гены, опыт отношений ребенка в детстве: поддерживали ли его, помогали ли ему понять и пережить свои чувства, помогали ли ему быть в контакте со своими чувствами, есть ли отношения, которые для него дороги, есть ли люди, ради которых можно подумать о себе, о своей безопасности. Люди - это не запрограммированные роботы. У одного может быть не самая лучшая наследственность и отсутствуют склонности к точным наукам, но его воспитают приличным человеком и он проживет хорошую жизнь. А другой вырастет в семье профессоров, попробует наркотики или в 19 лет ляжет на диван.Вы много знаете семейных кланов, где нет ни одного, например, пьющего или нездорового человека? Лично я не знаю. Родители с одной стороны не вершители судеб и не создатели генов, а с другой - имеют возможности для правильного воспитания.Про образование

- Как действовать при выборе школы? Где та грань, когда родитель обязан дать хорошее образование, но и не толкать ребенка к неинтересным для него занятиям?

- Можно привести лошадь к водопою, но пить ее не заставишь. Можно расшибиться в лепешку, оплатить ребенку дорогущую английскую школу, а он там учиться не будет. Родители создают условия в силу своих возможностей для того, чтобы ребенок получал образование. Будет он этим пользоваться или нет

- на это, по большому счету, у родителей возможности повлиять.

- Многие родители даже делают за детей домашние задания, лишь бы он остался в приличной школе.

- Если у ребенка болит голова, он устал, то сделать за него домашнее задание - это обычная семейная взаимопомощь. Но когда за ребенка учатся и подменяют его желание учиться своим желанием, смысла нет никакого. После 18 лет он перестанет бояться родительских криков-наказаний и ляжет на диван. Когда родители «парятся» больше, чем ребенок, значит, школа или вуз нужен им, а не ребенку. Не проще ли тогда самим поступить и получить еще один диплом? По крайней мере, хоть удовольствие получат.

- Что самое важное при выборе места учебы ребенку?

- Важно понимать, что школа - это услуга, предоставляемая ребенку. И важно учитывать атмосферу там, чтобы поход в школу стал для ребенка осознанным желанием, а не ежедневным подвигом. Важно, чтобы он шел туда спокойно и уверенно. Когда получение образования становится мучением, оно того не стоит.Конечно, всегда будут героические личности типа Ломоносова, выучившиеся в любых условиях. Но обязан ли наш ребенок быть героической личностью? Ребенок - он прежде всего для родителей, а не для школы. И если родитель считает, что сегодня ребенку полезнее проваляться в кровати, то это родитель решает, а не школа.У моей 15-летней дочери очень большая нагрузка в школе, и если я вижу, что ей лучше отлежаться и выспаться, то я разрешаю. Иногда я ее спрашиваю, и она с радостью соглашается отдохнуть, а иногда я ее уговариваю на отдых. Это тоже важный навык для ребенка и для взрослого человека - осознать, что у тебя перегрузка и что надо отдохнуть, чтобы не сорваться.

- Существуют ли мамы, особенно работающие, которые не испытывают чувства вины?

- Бывают. Материнский инстинкт в разной степени проявлен.

- То есть гармония в отношениях с детьми напрямую связана с инстинктом?

- Зависит от особенностей самого ребенка. Если он уже не маленький, сидит с любимой бабушкой или с папой, то зачем корить себя? Если человек совсем маленький, то любое физическое удаление от него в пространстве будет даваться с трудом. Это заложенный природой механизм сохранения матери рядом с ребенком, инстинктивное поведение. Но если ему уже 12, а вы не можете провести спокойно день, чтобы не позвонить ему десять раз, или не понимаете, кто ему согреет супчик, то это, наверное, перебор


Советы кандидатам в приёмные родители

Советы кандидатам в приемные родители


Родителям приемного ребенка потребуется много спокойствия и воодушевления.

Во-первых, нужно будет стараться понять, чего же ребенок хочет, пока еще не найден общий язык.

Во-вторых, надо постараться представить себе, что ребенку пришлось пережить и откуда у него такое представление о мире и о том, какие правила существуют для общения.

Приемным родителям важно узнать как можно больше о жизни ребенка: что он пережил, как он обычно реагирует на разные вещи и в разных ситуациях. Строгие ли распорядки были в детском доме? Приходилось ли ребенку обслуживать себя самого? Рисовал ли он, пел, делал что-либо другое вместе со взрослыми? Ходил ли в школу? Бывал ли в больнице? Если да, то, в каком возрасте и почему? Посещал ли кабинет зубного врача? Как реагировал?

Обязательно подробно ознакомьтесь с медицинской картой. Попросите врача рассказать о значении неизвестных вам терминов и заболеваний. Узнайте, какие прививки делали ребенку. Есть ли у ребенка аллергия.

Все ответы, которые можно получить – это инструмент в ваших руках для того, чтобы знать, как вам быть, чтобы подарить ребенку всю любовь, какую вы можете, и одновременно облегчить его вхождение в вашу семью. Ответы также послужат исходной информацией для понимания поведения ребенка в той или иной ситуации.

Обязательно узнайте, про режим дня ребенка. Во сколько ребенок обычно встает? Чем он занимается в течение дня? Во сколько и как происходит отход ко сну? В какое время его кормят? Какие у ребенка любимые блюда? Что он не ест вообще?

Следует узнать, в какие игры привык играть ребенок. В эти игры можно продолжать играть и дома.

Не стоит вываливать на ребенка горы новых игрушек, не всегда они вызывают у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут напугать; лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык, воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему и создающие у него ощущения знакомого и приятного.

Наблюдайте за детьми такого же возраста, как ваш ребенок, и за детьми помладше, запоминая, в какие игры они играют и что им нравится – это тоже может помочь. Для приемного ребенка, только попавшего в семью, родители являются первыми товарищами по играм в новой для него ситуации.

Не надо спешить к увеличению познавательных нагрузок, - для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, ее и так будет достаточно.

Если в семье есть родной ребенок, важно подготовить его к появлению братика или сестренки. Потенциальным родителям надо учесть и то, что вначале может возникнуть чувство ревности у детей. Родному ребенку нужно рассказывать, как плохо жить детям без родителей и семьи. Если кровный ребенок уже достаточно взрослый, то можно сходить вместе в сиротское учреждение и познакомиться.

Приемные родители часто переживают: как поведут себя гены их приемного ребенка? Чем больше вы будете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. В итоге, он сам начнет верить, что с ним что-то не в порядке. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные факторы и окружающая среда постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его окружения и воспитания.

Е.А.Ребезова

социальный педагог отделения

по подготовке и сопровождению

замещающих семей


Экзамены

Жизнь постоянно ставит человека в ситуации, когда ему приходится сдавать экзамены. Чаще всего это случается в юном и молодом возрасте. Но и позже каждому приходится доказывать свою социальную, интеллектуальную и профессиональную состоятельность. Поэтому состояние экзаменационного стресса сопровождает многих людей на протяжении всех периодов жизни. Если в предэкзаменационный период не взять свои страхи под контроль, то можно сильно подорвать здоровье.

Чем опасен предэкзаменационный страх?

Во все времена существовали и существуют люди, которые успешно справлялись со стрессом на экзамене. И неважно, была ли это контрольная в школе, зачет в техникуме, экзамен в автошколе на получение прав или первое собеседование молодого специалиста с работодателем. Но таких уверенных в себе, психологически стойких и умеющих ко всему относиться спокойно людей совсем немного.

Подавляющее большинство испытывает настоящий стресс, сопровождающийся бессонницей, повышенной возбудимостью, нервозностью, паническими настроениями и страхами. Медицинские исследования в предэкзаменационный период фиксируют у студентов и школьников стойкие нарушения в работе психики и сердечнососудистой системы. Непосредственно в день экзамена у большинства экзаменующихся отмечается учащенный пульс – до 130 ударов в минуту, повышение артериального давления – до 170-180 мм рт.ст., нарушение баланса вегетативной системы, неконтролируемая мышечная дрожь. Исследователи в один голос говорят о том, что подобное состояние может стать фоном для развития впоследствии онкологических и многих других тяжелых заболеваний. А в период экзаменов это мощный удар по физическому и психическому здоровью человека. Причины волнения перед экзаменом.

Чтобы понять, как успокоиться перед экзаменом, унять страх и волнение, нужно осознать причины, которые ввергают человека в это состояние.

Многие школьники и особенно студенты начинают штудировать предмет лишь незадолго до экзамена. Поэтому страх не сдать его, оправдан – сами экзаменующиеся очень часто понимают, что их знаний явно не достаточно. На этом фоне появляется еще один страх – вытащить «не тот» билет или получить «не ту» тему. Ситуация усугубляется, если отношения с экзаменатором не слишком дружественные. Рождается опасение, что тот не будет объективным и занизит оценку.

Предэкзаменационный стресс усиливается при наличии психологических проблем или несбалансированной нервной системы, когда человек не может остановиться в своем страхе и по мере приближения ответственного дня все более «накручивает» себя.

В немалой степени этому способствует окружение: друзья и подруги, которые тоже боятся экзамена; родители, которые даже мысли не допускают о том, что ребенок может не справиться с экзаменом, и он боится их разочаровать. Нагнетающие обстановку разговоры о будущем, о том, как многое зависит от этого экзамена; нарушенный режим дня, когда готовясь к экзамену, человек не расстается с книгой с раннего утра до позднего вечера, порой забыв поесть и отдохнуть – все это негативно действует на психику и усиливает волнение.

Как успокоиться перед экзаменом?

Прежде всего, нужно понять, что вся жизнь – экзамен! Она будет экзаменовать вас на каждом шагу и чтобы наилучшим образом выдерживать каждый большой или маленький экзамен, нужно быть собранным, спокойным и быть над ситуацией, не позволяя ей увлекать вас в пучины страха.

Волнения и страхи перед экзаменом могут носить как контролируемый, так и тяжело поддающийся контролю характер. Первые присущи людям, которые хорошо изучали и знают предмет. Их волнение обычно значительно падает, когда они видят тему экзаменационной работы и приступают к ее выполнению. Иначе обстоит дело с людьми, слабо знающими предмет. Даже начав выполнять задание, они до последнего сомневаются в том, что выполняют его правильно. Поэтому первое условие, которое поможет успокоится перед экзаменом – хорошее знание материала, то есть, ответственное отношение к учебе на протяжении всего года.

Остальные рекомендации лежат в области психологии. Родители должны с детства объяснить ребенку, что экзамен – это проверки его состоятельности на каждый период жизни. Но понятие «состоятельности» включает в себя не только и не столько непременную сдачу экзамена, но и готовность спокойно принять любой исход дела. Просто нужно иметь ввиду, что повторно сдавать экзамены всегда сложнее.

Успокоиться перед экзаменом поможет осознание того, что полученная по его итогам оценка не определяет главного – человеческой ценности, а всего лишь отражает уровень знаний на данный период времени. Оценка, полученная на экзамене, будет означать, сделает ли человек следующий шаг в своей жизни сейчас, или – чуть позже.

Если о психологическом настрое на правильное восприятие предэкзаменационной ситуации не позаботиться заранее, то накануне обязательно проявятся все признаки страха. И проще с ними бороться активными действиями. В день экзамена сделайте непродолжительную, но мощную утреннюю гимнастику. Растяните все мышцы, поделайте наклоны и приседания – заставьте кровь энергичнее циркулировать по вашим жилам! Она принесет больше кислорода мозгу и заставит его лучше работать. Следите за дыханием. Помните, что сейчас вам нужно много кислорода. Дышите глубоко и спокойно.

Не нужно идти на экзамен задолго до его начала – постарайтесь максимально отодвинуть время встречи с теми, кто не только боится экзамена, но и заражает своим страхом всех окружающих. Если есть возможность, постарайтесь в этот день перед экзаменом вообще не контактировать с «паникерами». Лучше поговорите с теми немногими, кто уверен в себе и пришел на экзамен в позитиве. Такие люди есть в любом коллективе. Берите с них пример!

Будьте предельно честны с собой. Ведь вы, как никто другой, способны оценить уровень своих знаний. Вы все знаете на отлично? Так о чем же волноваться! Вы не знаете вообще ничего? Так зачем же трепать себе нервы! Спокойно идите наудачу. Ваше спокойствие и способность сосредоточиться могут сослужить вам отличную службу, и вы вытяните из глубины своей памяти то, о чем когда-то лишь мельком услышали на лекции.

Чего не стоит делать перед экзаменами?

В последнее время в период подготовки к экзаменам увеличилось количество людей, применяющих ноотропные препараты с целью повышения активности головного мозга. Но у ноотропов есть и обратная сторона – неправильное или продолжительное употребление вызывает мозговуюгиперстимуляцию, которая проявляется в виде повышенной возбудимости, бессонницы, раздражительности, головной боли.

Нежелательно перед экзаменами увлекаться и седативными средствами. С одной стороны они действуют успокаивающе и снимают предэкзаменационный страх, но с другой – затормаживают работу головного мозга, что заметно ухудшает внимательность и способность к сосредоточению.

Не нарушайте режима дня, – только полноценное и своевременное питание и сон будут способствовать лучшей работе мозга. Не проводите за учебниками все время, не забывайте об отдыхе.

Негативные мысли недопустимы. Лучше займите свою голову подготовкой к предмету, чем воображением «ужасов» от последствий несданного экзамена.

Враг № 1. АДАПТАЦИЯ

«Хочу, чтоб никто не умирал!»

Чтобы родители и ребенок привыкли друг к другу, должно пройти время. Чем младше приемный, тем легче адаптация. Дети повзрослее или с тяжелым прошлым могут привыкать к новой семье до двух лет.

У маленькой Вали убили маму. Папа, живший по принципу «вечно молодой, вечно пьяный», решил, что дочь ему мешает, и отвез к бабушке. Бабушка однажды взяла и поделилась горем с пятилетней внучкой - в подробностях рассказала ребенку, как убивали ее мать. Эта «исповедь» была самым настоящим преступлением взрослого человека. После страшного рассказа девочка изменилась на глазах, стала злобной, замкнутой - таким маленьким ежиком. Когда Валю забрала к себе семья родной тетки, всем сразу стало трудно. Девочка постоянно закатывала истерики, не слушалась, грубила, ссорилась и дралась с родной дочерью своей новой мамы, а ночью просыпалась от кошмаров и плакала. На нервной почве у малышки возник энурез - недержание мочи. Валя редко вспоминала родную мать, но когда через полгода поехали на кладбище, вцепилась в могильную ограду: «Я хочу здесь остаться жить с мамой». Новая семья после этого долго переживала: получается, ей с мертвыми лучше, чем с ними, живыми? А девочка потом часто повторяла, что больше всего ей хочется, чтоб никто никогда не умирал.

Комментарий психолога:

Трудность адаптационного периода здесь связана с тем, что новая семья Вали была не готова к воспитанию «трудного» ребенка. Психологическая травма Вали со временем должна пройти, благодаря чуткому отношению. К травмированным детям нужно относиться, как к более младшим по возрасту, и сократить количество требований к ним. Потрясения, которые пережил ребенок, проявляются в различных невротических реакциях. Это могут быть всевозможные страхи, ночные кошмары, тики, энурез, заикание. Пострадавшие дети становятся слезливыми, агрессивными или замыкаются в себе. Когда взрослые понимают, что происходит с ребенком, по-доброму к нему относятся, интересуются внутренним миром, окружают любовью и заботой, создают ему атмосферу защищенности и уверенности в завтрашнем дне - ребенок «выздоравливает» и «оттаивает».

Враг № 2. ГЕНЫ

От осины не родятся апельсины?

Дети часто оказываются в детских домах потому, что их папы-мамы - преступники, пьяницы или наркоманы - были лишены родительских прав. Замещающие родители часто волнуются: как поведут себя «преступные» гены их приемного ребенка?

Женю приняли в семью уже достаточно взрослым - в 11 лет. И попал мальчик, что называется, в хорошую семью. Новые родители даже давали парню денег на карманные расходы, но тот не перестал по привычке подворовывать все, что плохо лежит. Деньги пропадали не только у его новых родителей, но и у тех, кто приходил к ним в гости. Однажды кошелька лишился друг этой семьи - врач, много лет изучавший генетику. После чего «потерпевший» припомнил народную мудрость: «От осины не родятся апельсины». И припугнул и без того расстроенную маму Женьки: «Этот сыночек вам еще покажет! Вырастет - на улицу вас выгонит». С тех пор в этом доме за мальчиком установилась настоящая слежка - Женьку даже в магазин за хлебом не посылали без того, чтобы потом на его глазах не пересчитать сдачу.

Комментарий психолога:

Если вы станете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. Бывали случаи, когда родители затаскивали приемыша по врачам. В итоге он сам начинал верить, что с ним что-то не в порядке, и начинал вести себя как больной. Недостатки собственного воспитания родителям проще всего переложить на наследственность. А между тем, в науке до сих пор нет точных данных, что больше влияет на человека - среда или гены. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные и факторы среды постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его воспитания и окружения.

Враг № 3. РЕВНОСТЬ

Отдавай мои игрушки, не садись на мой горшок!

Если в семье есть родной ребенок, то вначале он может ревновать к приемному. Григорий и Мила, родители семилетней дочери, часто навещали интернат, где жили дети-олигофрены. Они привязались к 12-летней Алене, жизнерадостной и живой девочке, и забрали ее в семью. Родная дочь не знала о планах родителей и восприняла Алену в штыки - не делилась игрушками, ревновала к отцу и матери, сердилась и плакала. Прошло очень много времени, прежде чем ревнивица признала в Алене сестру.

Комментарий психолога:

Григорий и Мила могли избежать многих трудностей, если бы подготовили дочь к приходу нового ребенка в семью. В семьях, где есть родные дети, лучше усыновлять ребенка более младшего возраста. Тогда, беря пример с родителей, они сами начнут заботиться о малыше. Родному ребенку нужно рассказать, как плохо жить детям без родителей. Сходить вместе в детский дом, принести туда подарки. Тогда семейный ребенок будет полностью поддерживать родителей и с радостью ждать появления в доме братика или сестрички.

СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

Шестеро приемных детей - жениху не помеха

29-летняя Вера несколько лет назад развелась с мужем, а сейчас воспитывает шесть приемных девочек. До этого она строила детский приют, работала там воспитателем. Когда детей собрались отправить в разные интернаты, Вера решила оформить опекунство на шестерых своих любимиц, и так создала себе семью. Как воспитатель, Вера хорошо знала прошлое своих детей. Одна девочка родилась недоношенной, лежала в психоневрологической больнице. Мать - алкоголичка, во время беременности была покусана собакой. Самые яркие воспоминания о родной семье - драки, издевательства и сексуальная жизнь родителей. Девочку били почти каждый день, подвешивали головой вниз с моста. В шесть лет у малышки набралось несколько серьезных диагнозов - энцефалопатия, инвалидность по зрению, задержка психического развития. Другая девочка долго жила среди бомжей, ночевала на улицах и в подвалах. Третья, спасаясь от матери-алкоголички, неделями пряталась у соседки.

Сейчас в этом доме установились мир и порядок. Девочки учатся, рисуют, занимаются музыкой, танцами. Сама Вера говорит, что дочери ее многому научили, и что она получила от них столько подарков, сколько не ждала. Интересно, что женщине два раза предлагали выйти замуж, и ее шестеро детей женихов не испугали. Замуж Вера не пошла, решила сама вести своих девочек по жизни и ждать внуков.

Одно из самых важных прав каждого ребенка – право навоспитание в семье. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей,предпочтительней жить в семье.

На пути создания полноценной семьи часто возникает большоеколичество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания. Для того чтобы всечлены приемной семьи быстрей приспособились и привыкли к изменившимся условиямжизни и стали полноценной семьей, они посещают школы приемных родителей,консультации специалистов психолого-педагогической службы. Но иногда в семьяхвозникают проблемы воспитания, которые не каждый родитель может рассказатьпсихологу на очной консультации, так как родитель чувствует себя ответственными виноватым за то, что произошло. Таким образом, консультирование приемныхродителей на Телефоне Доверия - одна из важных задач психологической службы.Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудноеповедение» ребенка. Один из самых распространенных и самых пугающих дляродителей типов трудного поведения - детское воровство.

Чаще всего, опасения родителей, что воровство связано именнос тем, что ребенок - приемный, имеют под собой основания, так как моральноеразвитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. Воснове «данного принципа развития» лежит боязнь утраты любви и уваженияблизких, а также способность сочувствовать другим людям. Поэтому большинстводетейдошкольного возрастауже различают что «хорошо», а что «плохо», что«можно, а что «нельзя». Однако, сначала они просто «не хотят расстраиватьмаму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормамсамостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятсяспособны значительно позже - примерно к 10-11 годам. Если же у ребенка раннеедетство было неблагополучным, отмечаются задержки в «развитии совести»: емунекого беречь, он не умеет сочувствовать, нет отношений, которыми он быдорожил, ведь всему этому тоже нужно учиться. Поэтому детям с «неблагополучнымстартом» дольше требуется внешний контроль.

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащиеему вещи или ценности, может быть достаточно много.

Приемный ребенок из детского дома рос в учреждении приобщественном укладе жизни. То есть, он не понимает в данной ситуации, чтозначит иметь «свое» и не понимает, что такое брать «чужое». Поэтому, основнойпричиной того, что ребенок берет вещи, это его неосведомленность, что вещикому-то принадлежат и имеют особую ценность.

Дети из детского дома, взятые в приемную семью, не сразупривыкают к новой обстановке. Большинство ребят испытывают неуверенность,тревогу в своем нынешнем положении, страх перед будущим (особенно дети с низкойсамооценкой). Поэтому им необходимо создать для себя такую ситуацию,которая бы коренным образом отличалась от их прежней и нынешней обстановкижизни. Примером такого выхода эмоций и негативных чувств становитсяневротическое воровство. Так как при воровстве у ребенка обостряется чувствориска, появляется азарт и проявляется инфантильное удовольствие в присвоениичужого. После такой, хоть и искусственно созданной, ситуации наступаетжеланное чувство спокойствия, уровень тревоги снижается.

Еще одной из причин воровства может быть проверка границдозволенного для себя. Хотят ли отказаться от него приемные родители? А можетбыть ребенок пытается привлечь внимание взрослого. Наказание в данном случаеего меньше пугает, чем безразличие. Данное поведение называется«демонстративное воровство».

Поведение детей, отвергнутых собственными родителями,характеризуется завистью к вещам. Наличие каких-либо вещей эти ребята связываютс чувством собственной значимости, уверенности в себе. Поэтому одна из причинворовства, особенно в подростковом возрасте, - попытка присвоения социальногостатуса через обладание определенными вещами. Таким образом, ребенок пытается«быть как все» и не выделяться из толпы, быть членом группы сверстников.

В процессе телефонного консультирования необходимо помочьродителю понять, что происходит с ребенком на самом деле и какова причина,решением которой стало детское воровство.

Не стоит забывать, что содержание консультации -психологическое сопровождение родителей в сложные периоды взаимоотношений сребенком. Значимой составляющей является формирование позитивного отношенияродителя к ребенку, принятие его проявлений, поддержка в желании преодолеватьтрудности взаимоотношений вместе с ребенком, восстановление разрушенных связейи ответственности членов семьи друг перед другом.

Консультант может действовать разными способами.

Понятно, что при столкновении с трудным поведением ребенкародителей захватывает буря эмоций. Задачей консультанта является помощь клиентув отражении своих чувств, мыслей и понимании, что будет результатом «разрядки»взрослого. То есть, родитель, прежде чем наказать ребенка, должен ясноосознавать цель своего поведения, что он хочет пресечь: то ли причину (чторебенок хочет добиться воровством), то ли проявление (само воровство)

Следующим вариантом консультации является помощь родителю восознании того, что ребенок, совершивший проступок, это не преступник. В данномслучае, консультант делает акцент на том, что сложившаяся ситуация – это шансдля ребенка освоить некоторые правила человеческой жизни. А вот усвоится ли этоправило, во многом зависит от реакции взрослого на проступок. Необходимоуточнить, что навешивание «ярлыков», как часто бывает в обществе, это лишениечеловека возможности выбора в будущем.

При консультации родителей по вопросам детско-родительскихотношений очень важно затронуть влияние возраста и особенностей развитияребенка. Если речь идет о детском воровстве, то родителям можно рассказать, чточасто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или вучебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле этотакая же зона развития, как и другие. Просто, возможно, сейчас ребенку,которому десять лет, в моральном отношении еще только шесть. И относитьсяк его поступкам, объяснять ему, что произошло, надо с учетом этого.

Детское воровство может произойти и вне дома. Тогдавзрослому обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив,зачем!), при этом не позорить и не бросать одного, помочь самому ребенку найтиспособ возместить нанесенный ущерб: вернуть украденное, сделать своими рукаминовое, отдать свое взамен растраченного.

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит попримеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразитьсвою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердуюуверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взятьчужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужойсобственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, нерыться в его вещах.

Таким образом, проблема детского воровства – одна изактуальных в консультации приемных родителей по вопросам трудного поведенияребенка

Консультирование приемных родителей Работу выполнила: магистр 2 курса Назипова Гульнара

Приемные родители, столкнувшись с трудностями, пытаются решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, так как, к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы, а только еще больше усугубляют ее. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Этот острый период в жизни замещающей семьи психологи называют кризисом адаптации.

О сновные запросы приемных родителей: ребенок не соответствует ожиданиям, раннее созданным представлениям, у родителей появляется неприязненное отношение к ребенку, эмоциональное отчуждение, невротические срывы. если от ребенка скрывали правду о его приеме в семью, то часто он узнает об этом от «доброжелателей». И как следствие потерянного доверия к родителям, трудности осознания этого факта - ребенок начинает демонстрировать девиантное, делинкветное поведение (побеги из дома, воровство, лживость, прогулы уроков) также, в результате семейной и социальной дезадаптации, у родителей и детей может развиться депрессивное состояние (аутизация, суицидальные попытки). частой причиной обращений приемных родителей является и школьная дезадаптация, когда ребенок дома, в семье хорошо адаптировался, но у него возникают сложности в школе: негативное отношение к учебной деятельности, неумение налаживать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, прогулы уроков, постоянные жалобы учителей.

Именно ощущение невозможности что-либо изменить приводит многих к повторному отказу от приемного ребенка и возврату к прежнему образу жизни. Попытки самостоятельно разрешить проблему не оправдываются и приемные родители обращаются к психологу, на пике кризиса. И перед психологом стоит непростая задача – помочь семье разобраться в трудной для них ситуации.

Основная задача психолога на первых этапах консультирования - оптимизировать эмоциональное состояние родителей, детей. Как правило, эмпатическое и партнерское отношение возвращает им уверенность в себе. Психологическое принятие приемной семьи стабилизирует их картину мира и самооценку, позволяя нормализовать взаимоотношения с самим собой, с другими членами семьи. Принятие, как личности клиента, так и его переживаний позволяет ему пережить коррективный эмоциональный опыт, нормализующий состояние.

В качестве примера можно привести случай с приемной семьей, обратившейся первично в кризисной ситуации и затем регулярно посещающая психолога. Приемные родители не чувствовали поддержки со стороны родственников, друзей, коллег по работе, которые с недоумением оценивали ситуацию приема 2-ух детей школьного возраста из детского дома. Своим отношением они провоцировали приемных родителей на отвержение детей и депрессивные переживания. И столкнувшись с таким непониманием, семья решила обратиться к психологу, чтобы разобраться в ситуации, почувствовать уважительное принимающее отношение к себе, утвердиться в новом для них семейном статусе. Психолог – являлся для них ресурсом, который они не дополучили в обществе.

Следующий этап психологической консультации в кризисной ситуации, это - отреагирование. Приемным родителям всегда важно высказаться, не только для того, чтобы снизить уровень напряжения, выговориться, расслабиться, но и для того, чтобы почувствовать в ответной реакции консультанта принятие его переживаний. Важно уметь обеспечить катарсис, то есть освобождение от негативных переживаний путем их проговаривания, отреагирования. Проговаривание проблемы, снижая уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы, и иногда, освободившись от парализующего гнета аффекта, клиент сам начинает лучше понимать свою проблему и возможные пути ее решения.

Примером могут служить приемные родители, которые в течении двух встреч высказывали свое недовольство приемной дочерью и невозможно их было переключить на что-либо другое. Они припоминали все мелочи: как она на них посмотрела, что сказала, в тот момент, когда они ожидали, что она их послушается и сделает так как они этого хотят и т.д. Папа неоднократно приводил в пример ситуацию, как он специально для нее постряпал пирожки, пока мамы не было дома (что для него не свойственно), а она не стала их есть и убежала на улицу. Психолог позволил отреагировать родителям свои негативные эмоции и только после этого они были готовы к переходу на следующий этап психологической работы

следующий этап психологической работы - прояснение проблемы, проговаривание подробностей и деталей. В ряде случаев приемные родители воспринимают свои психологические трудности в самом общем виде; иногда они видят проблему под определенным углом зрения и не замечают, что в другом ракурсе рассмотрения она принимает другой вид, выглядит иначе. Поэтому консультант должен уметь отзеркаливать проблематику клиента, подставлять ему своеобразное «зеркало», в котором по-новому, в более конструктивном аспекте отражаются все психологические нюансы актуальной ситуации. Понимание – первый шаг к изменению.

В качестве примера может служить обращение приемной мамы, у которой не ладятся отношения с мужем. Она просит помочь сделать так, чтобы приемная дочь, перестала воровать из дома деньги, обманывать, огрызаться, потому что именно из-за этого у нее резко ухудшились отношения с мужем. Консультант стала выяснять мотивы принятия ребенка в семью, ожидания от совместного проживания, перспективы дальнейшего развития ребенка. Выяснилось, что инициатива, взять ребенка, исходила от женщины, таким образом, она предполагала, что вернет утраченное чувство близости с мужем, которое было, пока росли их кровные дети (феномен пустого гнезда). От приемного ребенка она ожидала, что девочка будет испытывать чувство благодарности и не оставит их, когда повзрослеет (что сделали кровные дети, переехав за границу) Поняв ошибочность своих взглядов, приемная мама осознала свою ситуацию, поняв бесперспективность своих требований, что позволило прорабатывать ее проблематику уже на другом, более конструктивном уровне.

Когда проблема обозначена, сфокусирована и клиент осознает ее, переходим к следующему этапу - выдвижение и анализ вариантов решения. Пристрастность и субъективизм приемных родителей в отношении проблем с ребенком часто мешает им увидеть наиболее правильный выход из сложившейся ситуации. Помощь психолога заключается в стимуляции логического мышления клиента. Позитивные и негативные последствия тщательно взвешиваются, подводится баланс, который помогает приемным родителям чисто логически вычислить наиболее верное решение сложившейся ситуации.

Приемным родителям недостаточно просто принять решение по разрешению их проблемы; это решение необходимо сделать реальным и конкретным, что практически всегда требует составления плана с учетом реальных конкретных условий той или иной ситуации. Задачей психолога в этом случае будет помощь и поддержка приемной семьи при разработке ими жизненной программы.

Важным этапом психологического консультирования являются контрольные встречи для профилактики рецидива. Психолог всегда должен помнить о том, что у замещающей семьи с возвращением к привычному стилю жизни, к привычным взаимоотношениям с окружающими возможны возвраты к прошлому с периодическим ухудшением состояния, обострением проблематикидетско-родительских отношений. Поэтому семья нуждается во встречах с консультантом, который не только предоставляет ему психологическую поддержку, но и обеспечивает обратную связь в отношении предпринятых для урегулирования проблем действий.


Популярные статьи