Педагогика психолого педагогическая компетентность родителей доу. Формы повышения психолого-педагогичекой компетентности родителей. К существенным признакам компетентности относят

Педагогика психолого педагогическая компетентность родителей доу. Формы повышения психолого-педагогичекой компетентности родителей. К существенным признакам компетентности относят

Тренинг эффективного общения в коммуникации "Родитель-ребенок"

Назначение статьи: учебно-методический материал предназначен для педагогов-психологов и воспитателей ДОО с целью формирования родительских компетенций в вопросах эффективного общения с детьми в ходе тренинга.
****
Развитие родительской компетентности – одно из приоритетных направлений развития современного образования, а значит и одна из важных задач психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении.
Необходимость формирования у родителей компетенций в вопросах общения с детьми обусловлена следующими причинами. В современных условиях развития общества обострилась проблема общения в семье, поскольку семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В быстро меняющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере потребность детей в общении, а те родители, которые находят время для разговоров с ребенком, чаще делают это не эффективно, или их общение сводится к нравоучениям, упрекам, наказаниям.
Помочь родителям приобрести новые знания и навыки эффективной коммуникации, взаимодействия с ребенком, научить открытому выражению со стороны родителей своих чувств и эмоциональных реакций в общении с ребенком - задача педагога-психолога ДОО. Решить эту задачу поможет когнитивно-поведенческий тренинг, организованный для родителей ДОО.

Цель тренинга: развитие компетенций родителей в вопросах эффективной коммуникации с детьми. Задачи тренинга:
Познакомить родителей с принципами эффективного общения;
Обучить приемам рефлексивного слушания;
Стимулировать полноценное общение родителей и детей;
Сформировать навыки построения высказываний в форме «Я - сообщений».

Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации слайдов.

Материалы:
Бланки для тренировки построения «Я - сообщений»
Бланки с заданием «Восприятие чувств ребенка»
Памятки для каждого родителя «Общие правилаэффективного общения»

Участники тренинга: родители ДОО.

Место проведения: группа детского сада или музыкальный зал.

Ведущий: педагог-психолог ДОО.

Ход тренинга.

III. Обучение рефлексивному слушанию.
Психолог: Что такое рефлексивное слушание? Это важный навык общения в силу того, что мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику. В качестве слушателя мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применять обратную связь – это ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали.
В свою очередь, собеседник дает вам подтверждение «Да, именно это я имел в виду».
Родителям демонстрируется слайд:
Слайд 1:

«ОТПРАВИТЕЛЬ» – СООБЩЕНИЕ – «ПОЛУЧАТЕЛЬ»
- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ –
- ПОДТВЕРЖДЕНИЕ –

Большое значение при рефлексивном слушании имеетоткрытый ответ. Он показывает, что взрослый слышит ребенка и интересуется тем, о чем тот говорит.
Категории открытых ответов:
«Стартеры» («О-о-о», «Расскажи мне еще что-нибудь»);
Молчание, но при этом демонстрируется заинтересованность в разговоре;
Открытые вопросы вместо закрытых. Открытые вопросы помогают ребенку прояснить его проблемы.
Например: «Скажи, что произошло сегодня вдетском саду?» - открытый вопрос, «У тебя был хороший день?»- закрытый вопрос.
- Приведите примеры открытых и закрытых вопросов (родители приводят примеры).
Для осуществления рефлексивного слушания необходимы установки и чувства.Они включают: желание выслушать ребенка, желание помочь ребенку,принятие как негативных, так и позитивных чувств ребенка, понимание того, что чувства не постоянны, а выражение негативных чувств имеет своей конечной целью помочь ребенку покончить с ними.
Для того чтобы помочь идентифицировать чувства, посмотрите на список слов, их выражающих. Прочитав эти слова, подумайте над ними и дополните список.
(Родителям демонстрируется слайд 2, после чего заслушиваются их высказывания)
Слайд 2

Список слов, выражающих чувства,необходимых для рефлексивного слушания:
1. Счастливый
2. Гордый.
3. Довольный.
4. Радостный.
5. Сердитый.
6. Тревожный
7. Расстроенный
8. Смущенный
9.Обиженный
10. Несчастный
11. Отверженный
12. Печальный
13. Побежденный
14. Неспособный
15. Честный

Упражнение для родителей «Восприятие чувств ребенка».
Родителям раздаются бланки с некоторыми типичными высказываниями ребенка.
Психолог: Внимательно прочтите каждое высказывание и в правой колонке запишите, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.
Бланк для родителей.
Высказывания ребенка:
1. «Посмотри, папа, какой самолет я сделал!»
2. «Ты будешь держать меня за ручку,когда поведешь в детский сад?»
3. «Я никогда не смогу быть таким, как Ваня, я старался, а он все равно сделал лучше!»
4. «Я и сам могу это сделать. Не надо мне помогать!»
5. «Я больше никогда не буду играть с Машей. Она злая и жадная».

IV. Обучение построению высказываний в форме «Я – сообщений».
Возможно, что Вы, уважаемые родители, подобно многим взрослым, знакомящимся с методом рефлексивного слушания, говорите себе: «Это очень благородно помочь ребенку осознать свои чувства, но и у меня есть чувства, и хорошо бы ребенок тоже знал о них».Сообщать ребенку о чувствах можно как эффективно, так и не эффективно.Многие сообщения, которые взрослые посылают детям, содержат слово «Ты»:
«Ты не должен так делать»- это сообщение обижает и заставляет ребенка чувствовать. Формула «Я - сообщение» показывает, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка. Например: «Мне не нравится, что игрушки разбросаны по полу». Высказывания в форме «Я - сообщений» более эффективны потому, что они
реализуют доверие и уважение и позволяют ребенку сохранить хорошее самочувствие.
Как строить «Я – сообщение»?
Конструкция «Я – сообщение» включает в себя три ступени:
1. Безоценочное описание поведения ребенка: «Когда по всей квартире разбросаны твои вещи…»
2. Указание на то, каким образом поведение ребенка мешает взрослому «…я вынуждена убирать их на место…»
3. Характеристика чувств, испытываемых при этом взрослым «…и мне совершенно не нравится брать на себя эту обязанность».
Не обязательно жестко придерживаться этой последовательности, в ряде случаев можно построить сообщения так: «Я очень расстроена твоим поведением» или «из-за шума я совершенно не слышу, что мне отвечают, и это раздражает меня».
VI. Практическая работа с родителями «Построение «Я – сообщений».
Родителям раздаются бланки с ситуациями.
Психолог: Прочтите описание каждой ситуации, ознакомьтесь с предложенным «Ты – сообщением» и напишите высказывание в виде «Я сообщения».
Бланк для родителей:

Ситуации и "ты-сообщения"
1. Отец хочет почитать газету. Ребенок лезет к нему на колени. - "Ты не должен мне мешать, когда я читаю!"
2. Ребенок приходит к столу с очень грязными руками и лицом. - "Ты до сих пор не повзрослел! Так ведут себя
только малыши".
3. Ребенок никак не идет ложиться спать, мешает разговору родителей.-"Тебе давно пора ложиться спать! Ты нам
мешаешь!"
4. Ребенок смотрит телевизор, сделав звук очень громко. - "Ты не даешь нам разговаривать!Убавь телевизор!"

Обсуждение выполненного задания.

IV. Заключение.
Психолог: Построение позитивных отношений между взрослым и ребенком является делом одновременно радостным и утомительным. В одних случаях ваши усилия вознаграждаются, в других вы испытываете разочарование. Это требует огромной работы и терпения.В завершение нашего занятия я предлагаю вам несколько общих правил эффективного общения взрослого и ребенка.

Родителям раздаютсяпамятки « Общие правила эффективного общения»и предлагается выставка литературы по данной проблеме.

Памятка для родителей.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ.
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, что бы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свою критику и видеть позитивную сторону общения с ребенком.
2. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
3. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться.
4. Снизьте контроль. Он редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное планирование способа деятельности.
5. Поддерживайте ребенка. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не допускает успеха.
6. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки - свои и ребенка. В следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
7. Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
8. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
9. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
Успехов Вам!

ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

В современном мире, несмотря на огромное количество доступной педагогической и психологической литературы, различные родительские форумы и интернет-ресурсы, важным институтом повышения родительской компетентности остается школа. Личный контакт с учителем, доверие к человеку, работающему с ребенком, увеличивают ценность знаний, которые получают родители. В соответствии с новым Законом об образовании и ФГОС второго поколения повышение психолого-педагогической компетентности родителей становится важной задачей образовательного учреждения.

Повышение родительской компетентности с содержательной точки зрения можно разделить на несколько направлений, каждому из которых соответствуют различные формы работы.

    Сообщение родителям важной информации, повышение их осведомленности в области возрастной и семейной психологии, педагогики, с целью повышения родительского просвещения о формировании здоровой личности, влиянии семейного воспитания на детей. Эта информация должна сопровождаться рекомендациями, однако основная задача этого направления – именно получение родителями новых знаний. Решению этой задачи способствуют лекторий, а также информационные материалы, размещенные на сайте школы или на стендах. Родительские лектории можно проводить по возрастным группам, по интересам. Информационными материалами, несущими важную информацию могут быть буклеты и листовки. В настоящее время данный вид представления информации привлекает родительское внимание. Отобранный небольшой объем должен отразить наиболее интересную информацию.

    Предоставление родителям возможности обсуждения актуальных вопросов воспитания и обучения, создание пространства для рефлексии и обмена опытом. С целью повышения родительской компетентности обсуждение необходимо проводить в ходе специально организованного мероприятия в сопровождении педагога или психолога. Заинтересованность родителей вызывают круглые столы с приглашением различных специалистов (нарколога, инспектора полиции, специалистов-медиков и т.д). При проведении таких мероприятий родители получают квалификационную консультацию не только педагогов, которые в близком контакте с детьми, но и других специалистов. Также яркими являются такие формы как родительский клуб (в нашем образовательном учреждении – Клуб выходного дня, родители собираются на столиками, слушают выступление специалиста, воспитателя, педагога, психолога, логопеда и переходят к обмену опытом, обсуждению) или родительский практикум.

    Обеспечение родителям эмоционально позитивного опыта общения с ребенком, формирование навыков конструктивного взаимодействия с ним в реальном общении. Именно к этому направлению можно отнести семейные читательские клубы, семейные праздники, детско-родительские мероприятия. И для детей и для родителей очень интересными являются такие мероприятия совместные с родителя как «Веселые старт», День матери, 8 Марта. Участвуя в них происходит сплочение семьи, родители познают своих детей.

Однозначно правильной схемы выбора приоритетного направления или формы работы не существует. В различных школах могут стоять разные задачи и присутствовать разные ресурсы, поэтому при планировании работы важно учитывать анализ ситуации и имеющийся опыт. Вместе с тем, не стоит бояться пробовать новые формы работы. Иногда может казаться, что на организованное мероприятие никто не придет. Даже если на первое занятие придут несколько человек и им будет интересно, то они расскажут об этом остальным родителям, таким образом, число участников будет расти.

При проведении формы клубов необходимо учитывать систематическую работу – следует заранее тщательно продумать регулярность и постоянство встреч. Семейные праздники и детско-родительские мероприятия могут иметь разовый характер, однако требуют большой подготовки. Они могут проходить в школе один-два раза в год. Лекторий предполагает регулярность, однако встреча лектория может проходить один раз в четверть.

Так как посещение клуба и мероприятий не обязательным, то с целью донести какую-либо информацию до максимального количества родителей лучше в формате тематического родительского собрания.

Все предложенные формы можно организовывать на базе класса.

Чтобы семейные праздники, детско-родительские мероприятия и родительские лектории родители не воспринимали, как родительское собрание, необходимо настроить родителей на участие, рассказать о том, что будет происходить и оказать необходимую помощь на этапе подготовки.

Список литературы

    Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/И.М. Марковская. Спб.: Речь, 2002.

    Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия/А.Ю. Монахова. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2002.

    Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе/О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Ростов н/Дону.: МарТ, 2004.

    Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2008.

    Чибисова М.Ю. Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014

На сегодняшний день существует большое противоречие в понимании родительской компетентности. Родители все больше осознают необходимость самообразования и саморазвития в части воспитания детей, но не все понимают главного принципа родительской компетентности. Поэтому действия специалистов по повышению уровня компетентности родителя чаще всего направлены на решение частных случаев, а не выявление общей закономерности компетентного родительского поведения.

Под понятием родительской компетентности сегодня понимают следующее:

Знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

Интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

Возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.);

Наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.).

Способность родителей организовать семейную социально-педагогическую деятельность по формированию у ребенка социальных навыков, социальных умений и социального интеллекта путем компетентного выстраивания тренинга жизненных ситуаций (Е.В. Руденский)

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр..

Особое значение в рамках данного исследования имеют такие понятия как педагогическая культура, педагогическая грамотность и осознанное родительство.

Говоря о педагогической культуре родителей, имеется в виду их достаточная подготовленность, их личные качества, отражающие уровень их совершенства как воспитателя и проявляющиеся в связи с семейным и общественным воспитанием детей. В качестве ведущего компонента педагогической культуры родителей выступает определенная совокупность психологических, педагогических и правовых знаний, а также навыки и умения родителей, обнаруженные во время воспитания детей на практике. Педагогическая культура является важной составной частью общей культуры населения, обладающей кроме специфических качеств, также общими характерными показателями.

Педагогическая грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков и способность передавать другим освоенные знания и социальный опыт. Предполагает знание мотивации субъекта, обусловленной его положением в обществе, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу, умение выбрать формы и методы работы, адекватные поставленным целям и задачам.

«Осознанное родительство» в психологическом дискурсе понимается как идеальный вариант реализации себя личностью в родительстве. По Е.Г. Смирновой, осознанное родительство - интегральное психологическое образование личности отца и/или матери; оно представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания.

"Сознательно еродительство", "ответственное родительство" характеризуется активной, избирательной позицией отца и матери в отношении выбора ими оздоровительных, коммуникативных, воспитательных, образовательных практик. Противоположность "осознанному", "сознательному", "ответственному" родительству - пассивная или инфантильная родительская позиция: неосознанность отцом или матерью родительских установок, позиций и ценностей, спонтанность, неразборчивость в способах общения и приёмах воспитания, низкая готовность принять на себя ответственность за последствия воспитательных воздействий. В рамках такого подхода помощь в формировании оптимального отношения к родительству может исходить как со стороны специалистов, так и от более опытных, сознательных, ответственных родителей. Нельзя не отметить и вариативность смыслов, которые могут вкладываться в такие концепты как "ответственное" и "сознательное" родительство.

Так, понятие ответственности может быть сопряжено с политикой ограничения рождаемости под лозунгом «ребёнок должен быть здоровым и желанным» или "пусть один ребенок, но здоровый и желанный".

Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил, сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком (Г.А. Голицин, Т.С. Леви, М.А. Розов, Т.О. Смолева и др.). Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком (Т.О. Смолева). При этом наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или язык «внутренней моторики» (по А. В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований. Рассмотрим подробно наиболее близкие понятия к «педагогической компетентности родителей».

Таблица 1 «Соотношение» понятий, описывающих компетентность родителей в воспитании детей

Определение

Основные аспекты проявления

Источник

1. Педагогическая культура родителей

компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Служит основой воспитательной деятельности родителей

Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

Практические умения организации жизни и деятельности детей в семье;

Осуществление воспитательной деятельности;

Знания о развитии, воспитании, обучении детей.

Социально-культурный опыт и традиции; семейный опыт, ценности и традиции;

2. Педагогическая грамотность родителей

комплекс знаний, понимание особенностей психической деятельности, свойственных возрасту и полу.

Знание мотивации субъекта;

Понимание особенностей психической деятельности;

Социальный опыт, являющийся результатом педагогического и психологического просвещения родителей, результатом профессионального образования и самообразования родителей

3. Эффективное родительство

«Технология» воспитательной деятельности родителей, то есть система приемов и методов воспитания, позволяющих достигать значимых продуктивных результатов в воспитании ребенка

Система взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания

социальный и профессиональный опыт;

дополнительное практикоориентированное образование родителей (тренинги, практикумы);

самообразование

4. Педагогическая компетентность родителей

Интегративное качество родителей, выражающееся как система ценностных оснований и социокультурных и семейных традиций воспитания ребенка, знаний и представлений в области психологии и педагогики, владение «технологией» воспитания ребенка.

Взаимодействие с ребенком становится интегративным по содержанию, обогащается психолого-педагогическими знаниями, которые помогают постижению закономерностей развития ребенка, пониманию его личности, осознанию психологических, педагогических, естественнонаучных, правовых основ современной семьи и домашнего воспитания. Вводятся новые понятия: «психолого-педагогическое сопровождение семьи», «формирование, развитие

Все вышеперечисленные

Итак, сравнительный анализ таких явлений позволяет нам определить «педагогическую компетентность родителей» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения родителя. Таким образом, педагогическую компетентность родителей можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе ряд компонентов, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развитии ребенка.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной определяются следующие составляющие (структурные компоненты) педагогической компетентности родителей: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный, личностный, гностический (когнитивный), организаторский, конструктивный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный, ориентированный (Е.П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М.А. Орлова С.С. Пиюкова, В.В. Селина и др.).

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности родителей и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.

Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

Гностический компонент связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации, наличием у родителей психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии ребенка.

Коммуникативно-деятельностный компонент, по мнению Мининой А.В., содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Таблица 2 Показатели педагогической компетентности родителей

Компоненты

Показатели

Мотивационно-личностный

Заинтересованность родителя в успешном результате воспитания детей; - потребность в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве;

Позитивное самоотношение;

Адекватная самооценка как родителя (будущего родителя);

Личностная готовность к переменам;

стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы: наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю

Желание заниматься развитием своего ребенка в соответствии с врожденными способностями,

Потребность совершенствовать свои познания области воспитания, узнавать новые педагогические технологии, принимать активное участие в воспитательном процессе

Гностический

О развитии и личностных новообразованиях в младшем школьном возрасте;

О ведущих видах деятельности ребенка на разных этапах развития

Знать о кризисных проявлениях того или иного возраста и основных новообразованиях периода, помогать ребенку преодолевать трудности в общении, обучении.

Знать о закономерностяхпсихического развитияи основных психологических потребностях ребенка.

Знать стили семейного воспитания и особенности каждого из них

Знать о методах воспитания и владеть ими

Коммуникативно-деятельностный

Умения и навыки:

Развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

Стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;

Применять эффективные методы воспитания;

Способствовать появлению эмоционального предвосхищения результатов детской деятельности;

Строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики.

Уметь общаться с ребенком, учитывая его возрастные особенности

Создавать благоприятную и доверительную атмосферу общения для воспитания и обучения ребенка

Таким образом, мы определили педагогическую компетентность родителей как интегративное качество, представляющее собой комплекс профессиональных знаний, способов и приемов реализации педагогической деятельности, а также профессионально значимых личностных качеств, необходимых для воспитания и развития ребенка.

Керницкая Елена Сергеевна, студентка, направление «Педагогическое образование»,профиль подготовки «Начальное образование», Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Формирование педагогической компетентности родителей в работе учителя начальных классов

Аннотация. Поступая в школу, ребенок становится центром «педагогического треугольника» (учительученикродитель). Успехи и неудачи в воспитании и развитии ребёнка во многом зависят от того, какими будут отношения в этом«педагогическом треугольнике.Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации организационных и содержательных психологопедагогических условийпо повышению педагогической компетентности родителей.Особое внимание обращено на формирование педагогической культуры, педагогической грамотности и осознанного родительства. Объединение психологопедагогических методов и форм работы с родителями в систему сопровождения (программа «Обучение родителей младшихшкольников адаптивным моделям семейного воспитания»), а также использование технологии повышения педагогической компетентности родителей –все это способствует достижению поставленной цели исследования –сформированности педагогической компетентности родителей.Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая культура, грамотность,компетентность.

Введение.Среди проблем, с которыми сталкиваются учителя в работе с родителями детейподросткового возраста, нежелание родителей сотрудничать со школой, игнорирование ими родительских собраний, проводимых мероприятийв классе и т.п. Причину такого отношения следует искать в начальной школе, когда родители хотят сотрудничать с педагогом, готовы оказывать ему необходимую помощь и поддержку, а учитель поройигнорирует или недооценивает эту готовность родителей и уделяет им минимум своего внимания.

Формулирование цели и задач статьи.Педагогическое руководство семейным воспитанием предполагает помощь семье для разностороннего развития личности; консультирование по выбору методов, приемов воспитания ребёнка.И в первую очередь помощьдолжна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей на основе развития профессиональной компетентности. Изложение основного материала статьи.Решению данной проблемы были посвящены труды многих ученых, но до сих пор не разработаны организационные и содержательные аспекты формирования педагогической компетентности родителей младших школьников в работе учителя.В своем исследовании мы опирались натеоретические подходы к пониманию и развитию педагогической культуры,компетентности родителей, идею эффективного родительства (Р.В.Овчарова); исследовательские методики по выявлению уровня сформированности педагогической компетентности родителей (И.А.Меркуль),(Э.Г.Эйдемиллери). Анализ исследований нам дал возможность «высветить» ряд проблем в практике взаимодействия «педагогребенокродитель». Необходимо отметить низкий уровень психологопедагогической культуры участников взаимодействия; непонимание родителями самоценности периода младшего школьного возраста и его значения для формирования личности в целом; отсутствие у родителей и учителей «педагогической рефлексии». Учителя затрудняются в определении содержания, форм и методов работы школы с семьей. Нишкола, а родители, семья –вот кто являются социальными заказчиками. Недостаточная информированность родителей о специфике деятельности детей в школе, а учителей -о воспитании детей в семье; консервативность родительской позиции, опека ребенка младшего школьного возраста; распространённое отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам; шаблонные, стандартные представления учителей о том, что родителям нужны не «жизненные», а строго научные психологопедагогические знания о своих детях –все это осложняет процесс организации работы учителя с семьей. Говоря о педагогической культуре родителей,имеется в виду достаточная подготовленность, личные качества, отражающие уровень совершенства воспитателя.

Под «педагогической компетентностью» мы понимаем: интегральную характеристику, включающую в себя совокупность знаний, умений, навыков и опыта в воспитании ребенка; способность с опорой на имеющиеся знания, опыт, ценности решать проблемы и задачи, которые возникают в процессе жизнедеятельности; способность создавать условия для безопасной жизнедеятельности детей; способность родителей включить ребенка в деятельность, направленную на формирование у него социальных навыков, умений, интеллекта посредством включения в реальные жизненные ситуации.В исследованияхР.В. Овчаровой определяются следующие составляющие педагогической компетентности родителей: когнитивная, эмоциональная, поведенческая.Е.П. Арнаутова предлагаетв структуре педагогической компетентности выделить такие компоненты,как мотивационный, личностный, организационнокоммуникативный, и др.

Тем не менее,многоаспектность интерпретации педагогической компетентности родителей и ее состава, в содержании компонентов устанавливается обязательноеприсутствиемотивационного элемента,личныхкачеств,знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных.Поэтому, на основе обобщения, группировки возможно выделение таких компонентов, как: мотивационноличностный, гностический (когнитивный) и коммуникативнодеятельностный.Мотивационноличностный

компонент предполагает определенную позицию взрослых по отношению не только к ребенку,но и к самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), заинтересованность родителей в успешном воспитании детей.Гностическийкомпонент описывает сферу познаний родителей: поиск, восприятие и отборинформации,и связан сналичием у родителей психологопедагогических познаний о воспитании и развитии детей.Коммуникативнодеятельностныйкомпонент, по мнению А.В. Мининой[ܲ9],содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.Поэтому педагогическую компетентность мы рассматриваем, как интегративное качество. Анализируя работы педагоговпсихологовможно сделать вывод о том, что методики повышения педагогической компетентности родителей предполагают разнообразие психологических практик в работе с семьей ребенка. И в данный процесс должны быть вовлечены все: родители, дети, учителя.

Сочетание современных форм работы с семьей и применение методов активизации родительского опыта, способствует повышению уровня каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Использование системы различных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов, будет являться важным условием повышенияпедагогическойкомпетентностиродителей.

Это является делом не простым, так как предполагает «рождение»у родителейсовершенно новых смыслов деятельности, самоизменениеличности, появлениеновых механизмов саморегуляции в деятельности.Следовательно, процесс формирования педагогической компетентности родителей длительный и эмоционально напряженный. Анализ психологопедагогических исследований показал, что дополнительными условиями, помогающими развитию родительской компетентности, являются: фасилитационная направленность человека; домашняя и социальная среда;признание самоценности опыта родителей в воспитании детей; субъектсубъектное взаимодействие педагога и родителейна основе психологопедагогического сопровождения.Работа учителя с семьей школьника может осуществляться в нескольких направлениях: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс, вовлечение родителей в управление школой. Существующие в педагогической практике массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями направлены на реализацию указанных направлений. Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Исетская средняя общеобразовательная школа № 2(село Исетское, Исетского района, Тюменской области). Анализ опыта по развитию педагогической компетентности родителей начальных классов был проведен с родителями 1«А» и 1 «Б» классов в количестве 65 человек. Экспериментальная группа: родители учащихся 1 «А» класса в количестве 32 человек. Контрольная группа: родители учащихся 1 «Б» класса в количестве 33 человек.Была сформулирована характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности родителей: высокий, средний, низкий.В рамках нашего исследования были использованы следующие методики изучения педагогической компетентности родителей: Анкета для родителей «Стили и методы воспитания ребенка в семье»(направлена на изучение уровня знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия с ним); Тест «Я и мой ребенок» (на определение социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании; определяет мотивационно–личностного компонент); Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»(предназначен для изучения влияния родителей на процесс воспитания ребенка и поискошибок в родительском воспитании, что позволяет диагностировать нарушения процесса воспитания в семье). Низкий уровень педагогической компетентности у 13 родителей (41%) в экспериментальной группе и у 13 родителей(41%)в контрольном классе. Такие родители недооценивают роль социальной культуры в личностном развитии ребенка. У них отсутствует информация об особенностях психического созревания детей. Они не ориентируются в выполнении соответствующих воспитательных функциях, не хотят признавать ни родительскую ответственность, ни праворебенка на самоутверждение или творчество. Детские сады, школы, государство –вот кто несёт ответственность за воспитание их детей. Функция семьи ими сводится к материальному обеспечению. В большинстве случаев такие родители не совсем осознают отрицательного влияния плохихсемейных отношений, они не хотят общаться с педагогом. Данные родители не считают необходимым приобщение своих детей к культурным ценностям. Перспективы дальнейшего развитиясвоего ребенка, как правило,они подчиняют меркантильным интересам: получение образования, зарабатывание денег. Средний уровень педагогической компетентности в экспериментальной группе у 8 родителей(25%) и у 8 родителей (25%) в контрольной группе. Круг интересов в воспитании и социальном развитии своих детей достаточно широк, но не может бытьреализован в полной мере по причине «нехватки времени», «собственной инфантильности», а также ситуативности осуществления воспитательной функции. Эти родители знают о необходимости и значимостисоциального воспитании. Тем не менее,ограничиваются участием в тех акциях, которые предлагает образовательное учреждение. Они не доверяют преобладающему влиянию семейнобытовой культуры на результаты социального развития детей, не всегда проявляют интерес к процессу повышения уровня собственной социальной культуры.Высокий уровень педагогической компетентности в экспериментальной группе был отмечен у 11 родителей (34%), в контрольной группе у 12 родителей (36%). У этих родителей хорошо развито стремление к познанию индивидуальных особенностей развития своего ребенка. Они проявляют интерес к организации педагогически оправданной среды. Принимают активное участие в жизни школы. Данные родители показали устойчивость познавательных интересов к психологопедагогическим аспектам воспитательного процесса.Общие результаты исследования показали высокий процент родителей с низким уровнем педагогической компетентности, что еще раз подтверждает актуальность исследуемой проблемы, и убеждает нас в необходимостиболееактивного включениясемьи в педагогический процесс социального развития и воспитания младших школьников.На основе результатов констатирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедренапрограмма по повышению педагогической компетентности родителей младших школьников, разработан комплекс профилактических, обучающих и развивающих мер. С целью повышения педагогической компетентности родителей быларазработанаи реализована программа «Обучение родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания».Программа состояла из вводного (диагностического)цикла занятий, цикла лекционных занятий, обучающих (тренингов) занятий.Данная программа призвана была решить следующие задачи: повышение педагогической компетентности родителей;обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;обучение родителей технологии предъявления педагогического требования;коррекция стиля родительского воспитания.Тренинги проводились одновременно с родителями и с учащимися.В течение всего эксперимента упор делался на то, чтобы формировать знания о специфике младшего школьного возраста: здоровьесбережение, планирование учебного и свободного времени, умение общаться с одноклассниками и педагогами. Педагогический словарь всех участников эксперимента пополнился такими понятиями, как «педагогическая грамотность», «здоровьесберегающие технологии», «культура здоровья» и др. По просьбе родителей была рассмотрена тема «Дисциплина и дисциплинированность», в виду многочисленных вопросов на индивидуальных консультациях. Понятие «сознательная дисциплина» как осмысленное усвоение воспитанниками правил поведения, норм нравственности, умение анализировать свои поступки и поведение других людей, режим дня, ответственное отношение к учению, развитие учебных умений, деятельность и устойчивые межличностные отношения, использование педагогических мер воздействия, направленность на развитие личности -это всё мы отнесли к сознательной дисциплине. Причем направленность на развитие личности предполагает раскрытие познавательного интереса, привитие культуры чтения, занятия спортом и искусством, творческую активность, занятия в кружках и клубах. Родителям было предложено несколько формулировок,по которым надо было определить,насколько дисциплинированны их дети: ребёнок умеет планировать работу; ребенок в состоянии хорошо выполнить ответственную работу; ребенок никогда не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня; ребёнок без промедлений выполняет порученное дело; ребёнок всегда ходит в школу без опозданий; ребенок

позитивно внушаемый; ребенок уважает мнение других.Ответы послужили данными для размышления и изменения ситуации с помощью воспитательных воздействий, которые раньше предлагались. Работа с родителями была организована на основе актуализации мотивационноличностного, гностического, коммуникативнодеятельностного компонентов педагогической компетентности посредством включения родителей в организацию и проведение:

родительских собраний в традиционной и интерактивной формах, лекций, конференций, презентаций, днейоткрытых дверей (мотивационноличностный компонент);

дискуссионных вечеров, родительскихчтений, тренингов(гностический компонент);

ролевого проигрыванияпедагогических ситуаций, практикумов(коммуникативнодеятельностный компонент). Родители были включены в решение самообразовательных (восполнение пробелов в педагогических знаниях, развитие креативного мышления в образовательной области), коммуникативно

консультативных (совместныйпсихологопедагогический поиск индивидуальных методов воздействия на ребенка) и просветительских (видеть и понимать происходящие с детьми возрастные изменения) задач. Завершилась программа контрольным диагностическим исследованием. Выводы.Обобщая результаты исследования, мы можем со всей ответственностьюутверждать(данные количественных и качественных методов исследования), что уровень педагогической компетентности родителей существенно повысился по всем компонентам, что говорит об эффективности предложенной программы работы с родителями. Результативность формирования педагогической компетентности родителей была достигнута. Работа по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников дала основание нам сделать вывод о том, что уровень сформированности педагогической компетентности родителей зависит от того, как организовано взаимодействие учителя, образовательного учреждения с семьей.Просвещение родителей в вопросах воспитания, возрастных особенностей, общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка; «научение» родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, тренинги по преодолениюкризисных ситуацийв процессе воспитания детей, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков –все это способствует гармонизации сложившихся напряженных отношений в семье.

Ссылки на источники1.Кочетова A.A.От ребенка и семьи к совместному сотрудничеству: аспекты взаимодействия семьи и школы//Народное образование, 2005, №8, С. 196 202.2.Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. –257с.3.Меркуль И.А. Проблема формирования психологопедагогической компетентности родителей//Актуальные проблемы психологического знания, 2010. №4. –С.41.4.ЭйдемиллерЭ.,Юстицкис В. Психологияи психотерапия семьи. Питер, 2008. –672 с. 5.Фугелова Т.А. Человек в трудных жизненных ситуациях: Учеб. пособие. Тюмень, Издво ТюмГНГУ, 2010. 167 с.6.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.7.АрнаутоваЕ.П. Практика взаимодействиясемьии современного детскогосада.М. 2002. 120 с.8.Fugelova T.A.DIALOGUE METHOD IN THE PROCESS TEACHING //The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016.№31. С. 5356.9.Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности // Педагогика и психология, 2014. №1. –С.42.10.Fugelova T.A.THE REALIZATION OF DIALOGUE INVOLVEMENT METHOD IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICALPEDAGOGICAL SUBJECTS TEACHING//In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2.№2. С. 1621.11.Боднева H.A.Семейная педагогика и домашнее воспитание. Пятигорск: ПГЛУ,2009.198 с.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. ОУ - один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и, реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса, В. Сатир, Ф. Райса, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др. Они отмечают, что именно высокий уровень компетентности родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.

Компетентный родитель - это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно - надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

Анализ научных исследований (Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, В.П. Дуброва, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, В.К. Котырло, Т.А. Куликова, С.Л. Ладывир, Т.А. Маркова, Н.М. Метенова, Л.Ф. Островская, А.А. Петрикевич, Л.Г. Петряевская и др.) показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи - это создание условий профессионалами ОУ, направленных на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем, на развитие родительской компетентности.

В рамках данной работы с теоретических и эмпирических позиций анализируется психолого-педагогическое сопровождение по развитию родительской компетентности.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать программу психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности в условиях ОУ

Задачи:

1. Изучить основные теоретические подходы к рассмотрению феномена родительской компетентности и психолого-педагогического сопровождения ее.

2. Определить содержание, структурные компоненты и критерии родительской компетентности.

3. Раскрыть сущность психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности.

4. Разработать и апробировать содержание и формы психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности

Гипотеза: у родителей с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность в том случае, если ввести в работу с ними психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей.

Методологической основой являются фундаментальные принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическую основу составили:

Концепция Р.В. Овчаровой о родительстве как психологическом феномене;

Положение о том, что воспитательное влияние родителей на ребенка во многом определяется теми отношениями, которые сложились между ними (Ю. Хямяляйнен, Г.Т. Хоментаускас, В.С. Мухина, Т.В. Лодкина и др.);

Положение Э. Эриксона о том, что родительство является одним из путей развития личности, т.к. приводит к достижению продуктивности и установлению идентичности в близких отношениях,

Теоретические положения и идеи В.Н. Дружинина, Л.Б. Шнейдер, О.А. Карабановой, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юцтискиса.

Методологическую основу практической части составили:

Пути и способы психологического сопровождения, рассмотренные в работах Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой, Н.С. Глуханюк.

В тренинге были использованы идеи и упражнения А.С. Прутченкова, И.М. Марковской, Е.В. Сидоренко, Р. Кочюнаса, О.В. Евтихова, И.В. Шевцовой, С.В. Петрушина, А.М. Прихожан, В.Г. Ромека, а также авторские разработки и модификации.

Методы:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития родительской компетентности и психолого-педагогического сопровождения.

2. Тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина «Родительское отношение к детям» (ОРО).

3. Тест «Стратегия семейного воспитания» Овчаровой Р.В.

4. «Диагностика родительской любви и симпатии» Е.В. Милюковой

5. Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

6. PARI Е.С. Шеффера и Р.К. Белла, адаптированной Т.В. Нищерет, в интерпретации Т.В. Архиреевой

7. Количественно-качественный анализ

8. Опытно-экспериментальная деятельность по организации психолого-педагогического сопровождения развития родительской компетентности.

Теоретическая значимость: изучены основные теоретические подходы к рассмотрению понятий: «психолого-педагогическое сопровождение», «родительская компетентность»; уточнено содержание понятий «родительская компетентность», «психолого-педагогическое сопровождение», определены структура и критерии родительской компетентности; условия ее развития.

Практическая значимость: разработаны и апробированы формы и методы психолого-педагогического сопровождения по развитию родительской компетентности, доказана эффективность использования психолого-педагогического сопровождения родительской компетентности в условиях ДОУ.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

«Не во всякой социально благополучной семье вырастают благополучные и успешные дети». И это действительно так.

В нашем обществе принято учиться, обучаться, повышать квалификацию, получать образование. Мы учимся много чему, как правило, отдавая предпочтение профессиональным педагогам. Но одна из важнейших функций взрослого человека - родительство - формируется зачастую стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат.

Каждое следующее поколение теряет все больше традиционных ценностей, подменяя их актуальными для своего времени приоритетами. Наверное, это цена прогресса. Возможно, по-другому и не может происходить развитие цивилизации.

Взамен утраченных традиций воспитания мы не получили ничего, и молодые матери вынуждены самостоятельно искать ответы на возникающие ежедневно вопросы, касающиеся развития и воспитания детей. Опыт консультирования молодых матерей показал, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми (начиная с младенческого возраста), - результат недостаточной родительской компетентности. Женщины, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками подруг, советами бабушек, которые, иногда, фатально ошибочны.

В качестве примера непонимания реального состояния ребенка можно привести такие высказывания матерей о детях, не достигших и полуторагодовалого возраста: «У него вредный характер», «Он стесняется», «Он поступает назло» и т.п. А чего стоят такие мифы, как, например, то, что ребенка нельзя приучать к рукам, приучать к горшку нужно с рождения, нельзя часто обнимать и целовать мальчика, иначе он вырастет гомосексуалистом...

Перечисленные ошибочные представления и мифы, казалось бы, являются мелочами и не несут в себе глобальных проблем. Однако чем больше и чаще ими руководствуются родители, тем более опосредованным и искаженным становится их восприятие собственных детей. А если мы воспринимаем объект искаженно, то и действия мы предпринимаем не к реальному объекту, а к искаженному. Так, мама, убежденная, что у ее дочери «вредный характер», не склонна искать истинные причины беспокойства и страданий ребенка, списывая их на этот самый «вредный характер». Между тем, младенец страдает и плачет в связи с весьма объективными обстоятельствами, будь то боль в животе или головная боль, неудобная одежда, несоответствующая еда, некомфортная температура воздуха, шумное помещение и пр.

Еще одним примером некомпетентности родителей является стремление во чтобы то ни стало, научить одно-, двухлетних детей «общаться с другими детьми». Не обладая необходимой информацией о возрастном развитии, такие родители подвергают собственных малышей серьезным стрессам, принуждая их подолгу пребывать в сообществе ровесников. Между тем, дети, не достигшие 2,5-3-летнего возраста просто-напросто не готовы к общению с другими детьми, воспринимают сверстников лишь как объекты для экспериментов (наряду с любыми неодушевленными предметами), отсюда и столкновения и слезы малышей. Они запросто тыкают друг другу пальцами в глаза, толкают друг друга, не задумываясь, ударяют - словом, поступают друг с другом так же, как поступили бы с любыми новым и неизведанным еще предметом, но не с человеком. Однако, мамы, сокрушаясь такому поведению малышей, ругают их (а некоторые, и вовсе, пытаются наказывать), и в стремлении достичь собственной цели (научить ребенка общаться со сверстниками) вновь и вновь повторяют свои безнадежные попытки. Несложно понять, что в описанных примерах, так же как и во многих других, подобных цена некомпетентности родителей оплачивается благополучием ребенка. Эмоциональным, физическим, психическим...

К счастью, довольно большое количество современных родителей стремятся повысить свою компетентность. Источники для ее повышения существуют различные, это и многочисленные пособия для родителей, и специальные телепередачи, периодические издания, просветительские проекты. Однако знания приходится приобретать «по крупицам», тщательно отбраковывая ненадежную и недостоверную информацию, ориентируясь не только на «модные» в родительской среде тенденции, но и собственную интуицию, и житейскую мудрость.

Мы не рождаемся родителями. Родительству мы учимся, учимся на собственных детях, которые прощают нам наши оплошности, искренне верят в чистоту наших намерений, благодарно воспринимают нашу заботу. Мы можем сделать наших детей более счастливыми, для этого мы должны помнить, что учиться быть родителями мы должны всегда, и не только ценой опыта наших детей, но и получая знания из всех доступных нам источников.

Еще недавно для успешного родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентностьв вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов. Отец и мать первыми открывают ребенку мир Дома и Семьи. А.Д. Кошелева считала, что близкий взрослый, и, прежде всего мать как близкий «Другой», посредством своей естественной природной компетентности задает направление становлению «базового жизненного опыта» ребенка в первые годы его жизни.

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентное родительство» позволяет говорить о нем как о многомерном и многогранном феномене, просматривая его, как «психолого-педагогическая компетентность родителя», «социально-психологическая компетентность родителя», «родительская эффективность», «эффективное родительство» и т. п., которые можно рассматривать как близкие понятия термина «родительская компетентность».

Когда говорят о родительской компетентности, имеют в виду компетентность, под которой понимают.

Знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности (Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров);

Интегральную характеристику, определяющую способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицына);

Интегральнуюличностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятым в социуме в конкретный исторический момент нормами, стандартами, требованиями (И.А. Колесникова).

Способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения;

Способность сознательно планировать образование ребенка и вхождение вовзрослую жизньв соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом (Кормушина Н.Г.)

Наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка (Мизина М.М.)

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было определено, что авторы чаще всего в понятие родительская компетентность включают, такие умения родителя, как понимать ребенка, планировать образование, решать ситуации, знать особенности ребенка и учитывать их во взаимодействии с ним и другое.

Однако, по нашему убеждению, человек, который знает, как надо делать, не всегда компетентен в выполнении деятельности, поскольку знания - это не тождественный термин компетентности.

Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей мы считаем важным компонентом родительской компетентности.

Мы определили «родительскую компетентность» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя.

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр..

Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком (Г. А. Голицин, Т. С. Леви, М. А. Розов, Т. О. Смолева и др.). Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях общения с ребенком (Т. О. Смолева). При этом наиболее эффективными средствами оптимизации качества контакта с ребенком-дошкольником является язык игры, выразительных движений и невербального поведения в широком смысле или язык «внутренней моторики» (по А. В. Запорожцу), язык обмена чувствами между субъектами общения и язык адекватного предъявления социальных требований.

Несмотря на различия в определении компонентов, ученые едины в том, что знания и умения являются ядром (основой) компетентности. И это понятно, поскольку они обеспечивают исполнение деятельности.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной мы определили следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.

Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека. Эмоциональный компонент это субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки. Родительские установки и ожидания это определенный взгляд на свою роль родителя.

Все три составляющие компетентности представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений, то есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальных. Если мы говорим о развитии родительской компетентности, то мы должны обеспечить развитие всех трех составляющих компетентности.

К условиям, способствующим становлению родительской компетентности, как показывает анализ психолого-педагогических исследований (Е.В. Андриенко, А.Г. Асмолов, Н.С. Коваленко, И.В. Назарова, В.А. Сластенин и др.), относят.

Фасилитационную направленность человека;

Домашнюю и социальную среду;

Обеспечение деятельностной позиции родителя, введение таких форм просветительской деятельности, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность самих обучающихся за результаты собственной деятельности, то есть смещение односторонней активности педагога на самостоятельное учение, ответственность и активность родителей;

Психологически комфортную атмосферу общения воспитателя и родителя;

Активных методов образования родителей, построение обучения родителей на принципах, которые обеспечивают развитие личности родителя, как субъекта познания, самопознания, саморазвития (М.А.Абрамов, Л.А. Казанцева, Г.В. Невзорова);

Психолого-педагогическое сопровождение.

Мы принимаем все эти условия, но акцентируем внимание на психолого-педагогическом сопровождении.

В практике работы ОУ уже сложились методы работы с родителями по повышению их родительской компетентности. Все они довольно хорошо раскрыты в педагогической литературе: повышение компетентности родителей (формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и тому подобное) организуется с помощью разных форм и методов работы с родителями (беседы, консультации, тренинги, круглые столы и др.). Но в большинстве своем эти методы направлены на информационную составляющую компетентности, на формирование знаний о ребенке и методах взаимодействия с ним.

В последнее время в связи с развитием психологической службы в образовательных учреждениях для родителей предлагаются родительские идетско-родительские тренинги, но в реальной практике ДОУ они только еще проходят этап становления.

Опыт работы с родителями показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между ними и детьми (начиная с младенческого возраста), - результат недостаточной родительской компетентности. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками других людей, советами бабушек, которые, иногда, фатально влияют на дальнейшее развитие и построение жизни ребенка. В этих условиях необходима система работы по «выращиванию» родителей.

На наш взгляд, этой задаче способствует психолого-педагогическое сопровождение как важнейшее условие становления родительской компетентности.

В работе с родителями закрепились такие формы работы, как:

Университет педагогических знаний - такая форма работы помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.

Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).

Конференция - предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Дни открытых дверей - цель: ознакомление родителей с новыми методиками обучения, методикой преподавания, требованиями воспитателя, а также с режимными моментами. Такие дни позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики работы дошкольного образовательного учреждения.

Индивидуальные тематические консультации - обмен информацией, дающей реальное представление об успехах ребенка в детском саду, его поведении, его проблемах.

Посещение семьи - индивидуальная работа с родителями, знакомство с условиями жизни ребенка в семье.

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Проводя два, три раза в год без присутствия детей. Родительские вечера - это праздник общения с родителями друга ребенка. Темы могут быть самыми разнообразными, главное они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В тренинге должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится, как правило, психологом учреждения, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проводится в форме вопросов и ответов.

Главная тенденция всех форм работы с родителями - обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В целях повышения эффективности и продуктивности взаимодействия целесообразна разработка конкретных программ работы с родителями и педагогическим коллективом. Для разработки таких программ необходимо проведение исследований, направленных на выяснение того, какие именно формы организации консультаций для родителей были бы наиболее эффективны, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Педагогические формы работы в дошкольных образовательных учреждениях достаточно хорошо отработаны и имеют хорошие результаты. Однако в последнее время этого недостаточно. Во-первых, потому, что не всегда в содержание работы с родителями включается знакомство с закономерностями развития ребенка, что необходимо для осознанного построения взаимодействия с ним, во-вторых, они направлены на овладение формами и методами работы с детьми, исключая методы работы над собой самого родителя, что не всегда целесообразно.

Анализ работ психологов И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.С. Глуханюк, Т.Яничева - позволяет сделать вывод, что методология психологического сопровождения семьи и семейного воспитания предусматривает многообразие психологических практик в работе с родителями.

Существенным моментом является работа со всеми участниками «образовательного пространства» - детьми, педагогами, родителями. Причем приоритеты, связанные с преимущественным вниманием к тем или иным группам, имеют принципиальное значение.

На наш взгляд, как направление (то есть возможное поле деятельности, ее содержание) психологическое сопровождение включает:

Сопровождение естественного развития родительства;

Поддержку родителей в трудных, кризисных и экстремальных ситуациях;

Психологическое ориентирование процесса семейного воспитания.

Как технология (как реальный целенаправленный процесс, в общем пространстве деятельности с конкретным содержанием, формами и методами работы, соответствующими задачам конкретного случая) психологическое сопровождение — это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Эта технология отличается от других, например, психокоррекции, психологического консультирования следующими особенностями:

Позицией психолога и других субъектов сопровождения;

Способами взаимодействия и разделением ответственности психолога с родителями;

Приоритетами видов (направлений) деятельности психолога в работе родителями;

Стратегическими целями (развитие личности родителя как субъекта семейного воспитания);

Критериями эффективности работы психолога в терминах субъективности личности родителей, связанной с принятием родительской ответственности.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи - это деятельность профессионалов - представителей ДОУ, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи родителям в решении их индивидуальных проблем. Процесс сопровождения не возможен без конструктивного сотрудничества, сотворчества, и разумной интеграции педагога, ребенка и родителей.

Никитина Г.В., Чистякова Л.А. связывают выбор психолого-педагогического сопровождения компетентности как одного из важнейших условий в общем комплексе условий, обозначенных выше, с тем, что сам процесс развития родительской компетентности является не простым для человека, поскольку в нем «рождаются» новые смыслы деятельности. Процесс этот ведет личность к самоизменению, к появлению механизмов саморегуляции в деятельности, а значит, он, с одной стороны, длительный, а с другой стороны, эмоционально напряженный. Может случиться так, что человек будет не в силах справиться с подобным напряжением. В этой связи важно обратить особое внимание на необходимость поддержки родителей в процессе развития компетентности.

Психолого-педагогическое сопровождение, под которым понимается организационно-содержательные условия, обеспечивающие поэтапное развитие компетентности на протяжении всего времени родительства, включает в себя средства поддержки как один из необходимых и важных компонентов.

Психолого-педагогическое сопровождение ориентировано на мягкое управление процессом развития родительской компетентности. Под мягким управлением понимается такая организация процесса, в которой создаются условия для создания Я-образов родителя, самопознания себя как родителя, создание условий для саморазвития личности, где цели носят векторный характер, к ним нужно стремиться, выбирая разные способы движения, где результаты вероятностны, а не жестко регламентированы.,,.

Психолого-педагогическое сопровождение позволяет сохранять и развивать достоинства личности, организовать взаимодействие педагога и родителя по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии его ключевых родительских компетенций. Тип взаимодействия между педагогом и родителем в логике психолого-педагогического сопровождения носит характер договорных отношений.

На наш взгляд, целесообразно в содержание психолого-педагогического сопровождения в развитии родительской компетенции дошкольного образовательного учреждения, исходя из анализа психолого-педагогической и методической литературы, включить:

Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы), вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела и др.);

Родительские и детско-родительские тренинги по изменению взаимодействия в семье;

Тренинговые занятия с родителями по самопознанию и саморазвитию родительства.

Проведенный анализ исследований проблемы педагогической помощи, поддержки и сопровождения позволяет нам сделать некоторые выводы:

В психолого-педагогической литературе чаще встречаются понятия «педагогическая поддержка», «педагогическая помощь» родителя и значительно реже употребляется понятие «психолого-педагогическое сопровождение», когда речь идет о развитии родительской компетенции. Однако, эти понятия связаны в смысловом контексте, что позволяет нам в рамках нашего исследования выделить, в качестве ведущего, понятие «психолого-педагогическое сопровождение», включающее в себя понятия «педагогическая и психологическая поддержка» и «педагогическая и психологическая помощь». Педагогическое сопровождение и развития родительской компетенции не исключает, а напротив, включает в себя, как необходимый компонент, психологическое сопровождение;

Психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на такую организацию взаимодействия, направленного на развитие родительской компетентности, в которой будут созданы условия для самопрогнозирования, самоопределения, самореализации, самопроявления и саморазвития личности родителя, где цели будут иметь векторный характер, к ним можно стремиться, выбирая разные способы самодвижения, где результаты будут вероятностны, а не жестко регламентированы;

В качестве ведущих методов психолого-педагогического сопровождения должны рассматриваться дискуссии, проекты, игры, тренинги, консультации, с помощью которых человек приобретает опыт «самости».

К концу формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявлено, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения в позиции родителей относительно преобразования своего восприятия ребенка (Приложение 1).

На аналитико-обобщающем этапе данные полученные в начале опытно-экспериментальной работы соотносились с итоговыми результатами. Анализ полученных результатов свидетельствовал о положительной динамике в развитии родительской компетентности.

О результативности процесса развития родительской компетентности родителей в условиях психолого-педагогического сопровождения можно судить по целому ряду эффектов, проявившихся в их деятельности:

Усилилось социально-позитивное отношение педагогов к взаимодействию с детьми, коллегами, родителями.

Возросла творческая активность родителей в применении полученного опыта и знаний.

Анализ факторов, препятствующих саморазвитию родителей, выявил определенные тенденции:

Объективные факторы: недостаток времени, ограниченные ресурсы и стесненные жизненные обстоятельства;

Субъективный фактор - собственная инерция. Признание наличия субъективного фактора говорит о критичности и объективности родителей при оценке себя, что является положительным фактором, так как они видят препятствия для развития не в ребенке и окружающих людях (отсутствие поддержки и помощи), а в себе.

Диагностика ориентированности родителей на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми показала следующее. При наличии знаний о личностно-ориентированной модели общения более чем у половины родителей не хватает гибкости, желания, а иногда и возможностей (умений и навыков) изменить подходы к взаимодействию с детьми.

Необходимо констатировать, что, несмотря на активное внедрение гуманистических идей, ориентация родителей на дисциплинарную модель взаимодействия с детьми остается преобладающей. Такая ситуация вполне понятна и объяснима. Легче жить по некоторому шаблону, стереотипу, чем пытаться апробировать пути и методы, тем более изменять устоявшиеся традиции, и особенно свой тип отношения к детям, «выкладываться» как личность в каждый конкретный момент времени. Поэтому чаще всего гуманистические идеи, принимаемые внешне, оказываются неприемлемыми внутренне. С точки зрения отдельной личности, многое воспринимается как тягостная обязанность, как насилие над собой, порождая тревогу, чувство неудовлетворенности, внутренний протест.

В результате формирующего этапа эксперимента было выявлено, что Необходима активизация внутренней потребности реализовать свои потенциальные возможности, переход от адаптивной модели поведения в режим саморазвития. Для решения поставленных задач была разработана специальная программа психолого-педагогического сопровождения на основе технологической модели конструктивного самоизменения поведения родителя (Приложение 2). Она обусловливает развитие родительской компетентности и включает:

Четыре стадии изменения поведения (подготовку, осознание, переоценку, действие);

Компоненты родительской компетентности, подверженные изменениям на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие);

Комплекс методов воздействия (традиционные и активные).

К концу опытно-экспериментальной работы была зафиксирована положительная динамика изменений во всех компонентах родительской компетентности, в том числе отношения родителей к саморазвитию. Наблюдался переход от преобладающего влияния внешних факторов в саморазвитии родителей (семейный уклад, социальные стереотипы и др.) к осознанному подходу в выборе форм и способов поддержания контакта с ребенком; усилилось эмоционально-позитивное отношение родителей к взаимодействию с детьми, супругами; возросла активность родителей в поиске путей удовлетворения потребности в самопознании, самообучении, саморазвитии.

Таким образом, предположение, что у родителей с большей вероятностью будет развиваться родительская компетентность в том случае, если ввести в работу с ними психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия для самопознания, самообучения, саморазвития родителей, подтвердилось.

Хотя мы прекрасно понимаем, что родительская компетентность может развиваться в течение всей жизни, развитие ее базируется на синергетическом подходе, который предполагает вероятные результаты, и наша основная задача была - задать вектор выращивания родительской компетентности.


Популярные статьи