Как бороться с истерикой у ребенка после сна. Особые переводы Правильное воспитание с рождения

Как бороться с истерикой у ребенка после сна. Особые переводы Правильное воспитание с рождения

Несколько советов, которые помогут справиться с истерикой у ребенка с расстройством аутистического спектра

Перевод: Юлия Донькина

Редактор: Марина Лелюхина

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

«Что я могу сделать, для того чтобы успокоить своего 6-летнего сына, высокофункционального аутиста, когда у него начинается истерика? Как правило, во время истерики он может причинить себе вред или что-то сломать/испортить в доме. Он учится в первом классе, и его учитель уже выражает беспокойство в связи с его поведением».

Чтобы понять, как можно успокоить ребенка, нужно знать, что его расстроило, по возможности определить ситуации, в которых ребенок начинает впадать в истерику, или вообще отключается.

1. Убедитесь, что ребенок знает, чего от него ждут. Не пытайтесь повлиять на него, когда он уже расстроен.
2. Попытайтесь переключить его на другую деятельность, которая ему нравится.
3. Если истерика не прекращается, скажите ему коротко и спокойно «ОСТАНОВИСЬ».
4. Если ваша просьба осталась без внимания, ребенка следует на какое-то время оставить в одиночестве. Отведите для этой цели специальное помещение, его можно назвать «безопасным местом». В этой комнате можно поставить мягкое кресло-пуфик, в котором можно посидеть. Но оттуда стоит убрать игрушки и другие отвлекающие вещи. Если ребенок упирается, придется приложить усилия.
5. Скажите ему, что, прежде чем выйти из этой комнаты, он должен в течение 5 минут успокоиться.

Приведенные выше рекомендации — простой способ справиться с нежелательным поведением. Ключ к успеху в последовательном поведении. Ребенок должен всегда знать последствия своих поступков. Если он ходит в школу, или на другие занятия, все, кто с ним работает, должны действовать согласно общей стратегии.

Удивительно, но многие дети с расстройствами аутистического спектра вполне в состоянии самостоятельно брать тайм-аут, чтобы успокоиться в одиночестве. Нам нужно только научить их следить за своим состоянием, а для этого нужно дать им понять, что они МОГУТ успокоить себя сами.

К сожалению, нет легких и быстрых способов уменьшить или предотвратить тяжелые проблемы с поведением (самоповреждение, агрессию, тяжелые истерики, деструктивное поведение). Однако есть несколько приемов, использовать которые можно без особых усилий.

1. Одной извозможных причиннежелательного поведения могут быть трудности с пониманием речи. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием (прим. пер. — фонетическим и фонематическим). Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного). Непонимание может вызвать расстройство и замешательство, что, в свою очередь, станет причиной нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки, ребенок легче поймет, что его ждет.

2. Проблемы с поведением могут быть также вызваны недоразвитием (отсутствием) экспрессивной речи. И действительно, большинство исследователей признает, что именно отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у аутичных детей. В таких случаях можно использовать систему PECS (Picture Exchange Communication System) или смешанный метод Simultaneous Communication (речь, сопровождаемая языком жестов).

3. Часто и пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Проявлениями пищевой аллергии могут быть покрасневшие уши, щеки, темные круги под глазами. Самыми распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде и часто срывается. По причине того, что часто ребенок не может сказать, что же его беспокоит, ни родители, ни учителя не понимают причин недомогания ребенка, и вообще не всегда могут распознать это недомогание. При подозрении на пищевые аллергии, ребенку необходимо сделать соответствующие анализы. При подтверждении аллергии на тот или иной продукт, он должен быть абсолютно исключен из рациона ребенка.

4. Если поведение ребенка в школе отличается от его поведения дома в худшую сторону, причиной может быть то, что в школе отсутствует структурированная среда. Однако истерики могут быть вызваны ухудшением общего самочувствия из-за внешних воздействий. Например, из-за запаха бытовой химии, применяемой при уборке помещений, а также из-за флуоресцентных ламп в школьных комнатах. Хотя запах может выветриться уже на следующий день, частицы средств для уборки остаются на поверхности столов и пола, оказываясь сначала на руках учеников, а затем и попадая в рот. Попадание этих веществ в организм может негативно влиять на состояние чувствительных детей. Часто учителя протирают парты и полы чистой водой перед началом каждого учебного дня, и многие из них сообщают о том, что это снижает количество случаев нежелательного поведения учеников. Флуоресцентные лампы, которые, как правило, используются для освещения классных комнат, могут также влиять на поведение детей. Исследователи из университета UCLA в своей работе показали, что нахождение в комнате с флуоресцентными лампами увеличивает количество случаев стереотипного поведения и самостимуляций, по сравнению с тем же периодом пребывания аутичных детей в комнате с обычными лампами накаливания. Чтобы проверить это, учителя могут принять решение не использовать флуоресцентные лампы в течение нескольких дней и заменить их лампами накаливания, или просто используя естественное освещение, а затем сравнить поведение учеников за исследуемый период.

5. Во многих случаях проблемное поведение (истерика) – это реакция на просьбу или требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением, можно избежать выполнения просьбы/требования. Функциональный анализ поведения (выяснение того, что предшествует поведению, выяснение последствий и контекста поведения) может помочь выявить связь между поведением и функцией, которую оно выполняет. Если функцией является противодействие выполнению просьбы/требования, то, все без исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения требований, предъявляемых ребенку. В противном случае, истерики будут повторяться.

6. Очень важно учитывать уровень «накала» истерики ребенка, прежде чем начинать выстраивать работу, направленную на устранение или предотвращение такого поведения. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений (занятие на велотренажере), вестибулярная стимуляция (медленное раскачивание), или глубокие объятия (техника Темпл Грандин — «удержания» ребенка в крепких объятиях). Другими причинами нервного срыва может стать недостаточная вовлеченность ребенка в деятельность, отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать, портить предметы вокруг себя – ведь это так занимательно и так будоражит! В этом случае необходимо постоянно подпитывать интерес ребенку к происходящему вокруг или к целенаправленной деятельности.

7. Многие дети принимают безопасные биодобавки, такие как витамин В6 или Диметилглицин (DMG). Почти у половины принимающих их детей наблюдаются улучшения в поведении и в общем состоянии организма. Однако же иногда для коррекции нежелательного поведения доктора прописывают сильнодействующие медикаменты, такие как Риталин. Исследование, проведенное Autism Research Institute в Сан-Диего, показало, что 45% из опрошенных 2 788 родителей сообщали об ухудшении поведения ребенка, 20% родителей сообщали об улучшении, при этом 27% не увидели вообще никакого изменения.

8. Иногда бывает так, что истерики случаются только в школе, а дома их не бывает, или наоборот. Возможно, это происходит, потому что родители уже выработали стратегию предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном контакте для выработки единого подхода в работе с нежелательным поведением.

Выборочные комментарии на сайте:

Часто я говорю своему восьмилетнему сыну просто: «Остановись». И продолжаю повторять это слово до тех пор, пока он не остановится. Это работает лучше, нежели пытаться сообщить ему о последствиях такого поведения. Август 16, 2012 at 6:53 AM

В течение последнего года мы успешно применяли некоторые из этих техник с моим семилетним сыном, однако мне кажется, что сильные истерики возвращаются. Он неожиданно может стать злым, начать бросать вещи, кричать. Это очень истощает и его, и меня. К сожалению, испытанные ранее приемы успокоения перестали действовать. Мне кажется, что причиной этому может быть новый учитель и новые требования, предъявляемые к сыну. Когда сын возвращается домой из школы, истерики прекращаются. Наверное, воспитывая «аспергера», приходится постоянно изобретать все новые и новые способы. Спасибо, что дали почву для размышлений. Август 16, 2012 at 8:42 AM

У меня в 8-ом классе есть ученица, которая постоянно заворачивает уголки тетради или просто отрывает их, несмотря на то, что у нее есть достаточно обычных листов бумаги, чтобы делать это. Мы пытались давать ей мячики, которые она могла бы сжимать в ладони, но это не работает. Есть какие-нибудь другие способы помочь в этой ситуации? Август 16, 2012 at 12:11 PM

Не думаю, что просто сказать ему «успокойся» может помочь. Аутичные дети не помнят, что такое «быть спокойным». Мы используем визуализацию – на большой лист бумаги прикрепляем фотографии сына в уравновешенном состоянии, которые помогают ему понять, что это значит «быть спокойным» и, собственно, успокоиться. Август 16, 2012 at 12:21 PM

Да уж, я знаю, как тяжело порой этой бывает. Попытайтесь отвлечь его! Своему пятилетнему сыну я давала потрогать ткани различных текстур или просто смотрели на разные цвета. Это, как правило, успокаивало его. Или же просто выведите его из комнаты, в которой он впадает в истерику или отключается. Смена сенсорных ощущений работает лучше всего! August 16, 2012 at 12:22 PM
Мы с сыном просто ходим, в школе он ходит вокруг школьного здания, дома мы просто наматываем круги вокруг дома, до тех пор, пока он не успокоится… Это, правда, работало только с моим старшим «аспи»… Август 17, 2012 at 6:36 AM
Мой внук и племянник имеют диагноз «синдром Аспергера». Мой муж, вышедший на пенсию директор начальной школы, предлагает использовать кресло-боб. Оно очень успокаивает, так как обволакивает ребенка и тем самым действует расслабляюще.Август 18, 2012 at 8:25 AM

Беспричинные истерики у ребенка 3 лет — это достаточно распространенная манера поведения. Малыш еще не умеет контролировать эмоции и верно выражать свои желания, поэтому родители должны выяснить причины и узнать, как предотвратить скандалы.

Приступ истерики у детей сопровождается потерей их самообладания. В этот момент возбуждение проявляется в виде паники, плача, крика и падения на пол, хаотичного размахивания руками и ногами. Младшие члены семьи не в могут адекватно реагировать на просьбы родителей и продолжают закатывать скандал до тех пор, пока их желание не будет исполнено. Какова причина истерик у ребенка 3 лет — советы психолога, внимание родителей и обучающие видео помогут разрешить этот больной вопрос.

По мере взросления у детей появляются личные убеждения и взгляды, желания и интересы, которые часто расходятся с мнением взрослых. В ситуациях, когда малыши не могут добиться желаемого, начинают ярко проявляться злость и раздражение. Поэтому столкновение интересов у психологи называют первопричиной истерического поведения. Провоцируют такое состояние следующие факторы:

  • желание привлечь к себе внимание;
  • подражание поведению друзей;
  • неспособность правильно проявить свое недовольство;
  • неправильное воспитание (чрезмерная строгость или опека);
  • неправильная система поощрения или наказания;
  • усталость, недосыпание и чувство голода;
  • отрыв от интересного занятия;
  • нарушение нервной системы;
  • эмоциональная нестабильность.

Физиологические причины детской истерики указывают на серьезные проблемы со здоровьем. Болезни нервной системы, нарушения психики и испуг вызывают частые истерики у ребенка 3 лет, при которых необходимо лечение. А родительские упущения в воспитании специалисты относят к нравственным причинам патологического поведения.

Правильное воспитание с рождения

В первый год жизни начинается формирование характера. Многое зависит от манеры поведения родителей, бабушек, дедушек.

Чрезмерная опека родителей со временем станет первопричиной развития истерического поведения, если при первом же крике сразу берут непоседу на руки и укачивают, пока он не перестанет плакать — об этом говорит и известный доктор Комаровский. В его подсознании вырабатывается инстинкт, что для привлечения внимания достаточно всплакнуть. Если своевременно не «подойдет помощь», начинается истерический плач.

Режим дня — это важный фактор воспитания, несоблюдение которого часто приводит к развитию истерического поведения. Педиатры не советуют давать еду, когда малыш захочет, постоянно находиться рядом даже ночью. Детские психологи называют такой подход к воспитанию причиной неправильного психологического развития.

Понятие «режим дня» — это последовательность исполнения действий в течение суток. Придерживаясь определенного ритма жизни, родители могут правильно спланировать день и вырастить здорового человека. График новорожденного должен выглядеть приблизительно так:

  • Отдых. Спать после кормления не менее 1.5 часа. Ночью нужно отдыхать 6 часов.
  • Еда. Дневной интервал между кормлениями — не менее 3 — 3.5 часов.
  • Прогулки. Вывозить на свежий воздух кроху нужно 2 раза в день.

Если придерживаться правильного режима, сраннего возрастау ребенка вырабатывается привычка нормы. Чтобы совладать с такой задачей, понадобится не более двух недель.

Как правильно дать подсказку, что нужно готовиться к ночному сну? Например, выработать рефлекс, что после купания, которое нужно проводить в одно и то же время, наступает ночной сон. Хорошим сигналом к ночному отдыху будет музыкальная карусель, подвешенная над кроваткой, с нежной мелодией колыбельной.

Истерики перед сном у детей

Независимо от причины неадекватного поведения и приступа, родитель должен знать, как успокоить свое чадо. Нужно определить, что стоит за его криком.

Почти все мамочки сталкиваются с тем, что истерики перед сном у ребенка 3 лет происходят ежедневно. И если в грудном возрасте такое поведение еще можно как-то понять, то когда ребенку исполнится уже год, бороться с истериками у ребенка необходимо.

  1. Научитесь правильно готовить ребенка к сну. Кроме обязательных гигиеничных процедур, почитайте на ночь интересные сказки.
  2. Детская комната должна быть правильно оформленной, веселой и всегда аккуратной, переставлять вещи часто не следует.
  3. Укладываясь спать, притушите свет или включите красивый светильник с изображением веселой «сказочной рожицы».
  4. Когда непоседа просыпается ночью с криком и плачем, то, вероятнее всего, насмотрелся кошмарных снов и сильно испугался. Ночные истерики у ребенка 3 лет могут произойти после просмотра эмоционального фильма перед сном. Контролируйте то, чем ребенок занимается вечером.

В возрасте трех лет развитие речи еще не соответствует его эмоциональному развитию. Поэтому заявить о своем «Я» — это часть его «плана», и выразить это можно и другими методами, часто неправильными. В возрасте 3-4 лет дети ранимы, их нервная система чувствительна и уязвима, что проявляется вспышками плохого поведения.

Психология детской истерики

Истерика в возрасте трех лет развивается на фоне усталости, разочарования в чем-либо. Но есть и психологическая сторона этого явления.

Капризы и истерики становятся ответной реакцией на запрет. Представим ситуацию: дети играют в песочнице. Вокруг много разноцветных игрушек, которыми они охотно делятся со своими друзьями. Пекут пироги, строят гаражи, автострады и т.д. Но в компании есть малыш, мнение которого не совпадает с мнением его друзей. Чтобы проявить свой характер и выразить недовольство тем, что с ним не считаются, он наотрез отказывается делиться своими игрушками. Иногда ситуация уходит из-под контроля, и такой конфликт заканчивается дракой.

Взрослые должны понимать, что истерики у ребенка – это состояние сильного эмоционального всплеска, который проявляется агрессивным поведением.

В момент приступа дети слабо контролируют моторику, не ощущают боль, когда, например, падают на пол или бьются головой об стенку.

Кризис трех лет – что это такое?

Первые капризы у ребенка проявляются до годовалого возраста. Но пик капризности и упрямства наступает в возрасте трех лет. В психологии это так и называется – «кризис трех лет». Малыш становится упрямым, капризным, не дает одеть себя перед выходом на прогулку, отказывается от трапезы. В этот период родители должны быть крайне терпеливыми.

Можно позволить своему чаду проявить самостоятельность. Например, предоставить ему возможность самому подбирать одежду для прогулки. Отведите больше времени для одевания. Это делается, чтобы в последний момент родители не «сорвались» и не накричали на малыша: «Давай, я сама – ты не умеешь».

Необходимо очертить рамки дозволенного. Малыш должен понимать, что можно, а чего делать нельзя.

Прежде чем справиться с приступом истерики у ребенка 3 лет, его следует отличить от каприза. Каприз у детей – это преднамеренное действие, цель которого — добиться своего «хочу». Внешне симптомы имеют сходство — малыш может кричать, плакать, топать ножкой, швырять игрушки или другие близлежащие предметы. Но проявление такого поведения происходит в тот момент, когда малыш не имеет возможности совершить желаемое – гулять, когда на улице сильный мороз или ливень, требовать шоколад, когда его нет в доме и подобное.

Истерика у детей – это непроизвольное проявление негативного поведения, когда они не могут или не знают, как правильно вести борьбу со своими эмоциями. В момент скандала малыши могут биться головой об стену, громко кричать, царапать свое лицо или лицо родителя, кусаться, рвать на себе волосы. Иногда проявляются судороги, которые в психологии называются «истерическим мостом».

Главная задача родителей – сохранять спокойствие и правильно подойти к разрешению вопроса, независимо от того, каприз у вашего ребенка или истерика. Прекратить истерику у ребенка могут только слаженные действия родителей:


  • повышать голос;
  • оставлять его наедине с самим собой;
  • пугать его Бабаем или Бабой-Ягой;
  • бить малыша.

Как предупредить развитие истерики

Истерическое поведение ребенка можно предотвратить и не допустить его развития. Для этого психологи рекомендуют правильно воспитывать своих детей еще с грудного возраста.


И главное: нельзя запрещать малышу все подряд. Есть такие ситуации, когда можно пойти на уступки. Например, позволить ему перекус раньше времени. Иногда легче изменить немного расписание, чем довести малыша до истерики.

Малыш постоянно нуждается в ласке и любви. Не забывайте его ласкать и обнимать на протяжении дня. Хвалите его за каждое его доброе дело. А если все же он оступился и повел себя неправильно, спокойно объясните — что нельзя делать, и как нужно поступать. Помните, что если ребенок постоянно истерит — он хочет обратить на себя внимание и нуждается в помощи и уходе.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей

Сегодня мы поговорим о худшем кошмаре любого родителя – когда ребенок просыпается ночью с истерикой, и успокоить его никак не удается. Многим такая ситуация не кажется чем-то сверхъестественным – бывает, что малыши ночью просыпаются от плача, но затем спокойно спят дальше.

Большинство советов от докторов и других родителей о том, как успокоить ребенка, рассчитано именно на такую ситуацию. Они предусматривают установление и строгое соблюдение распорядка дня и вечерних процедур перед сном, долгие прогулки на свежем воздухе, массаж, расслабляющие ванны. Все эти рекомендации действительно работают, но не в том случае, когда малыш ночью проснулся и плачет, заходится в крике, не на что не реагирует и сам не знает, чего хочет. К сожаленью, некоторые сталкиваются с такой ситуацией довольно часто – иногда даже каждую ночь. Что же это такое – детские ночные страхи? В чем причина их появления и как с ними бороться?

Плач во сне у ребенка может означать, что малышу приснился кошмар

Источник ночных кошмаров

Нет таких детей, которые бы вообще ничего не боялись. Вместе с тем, сохраняющиеся в течение долгого времени страхи должны привлечь внимание родителей. Их появление всегда обусловлено определенными факторами и редко бывает на пустом месте. Среди наиболее часто встречающихся можно отметить:

  • наследственность;
  • тяжелое протекание беременности у мамы;
  • патологические ситуации при родах;
  • наличие серьезных заболеваний;
  • перенесенные операции (особенно под наркозом);
  • недостаток общения с матерью;
  • разнообразные психологические травмы;
  • обилие впечатлений и перегрузка нервной системы;
  • напряженная атмосфера в семье – ссоры между родителями, физическая агрессия с их стороны, стрессы и конфликты.

Поводы для возникновения страхов обычно берутся из:

  • повседневной жизни малыша – смена места жительства, школы, садика, изменения в окружении, конфликтные ситуации;
  • обстановки внутри семьи – появление нового члена семьи, в том числе рождение младшего братика или сестрички, смерть родственников, развод родителей;
  • средств массовой информации – телевидение, радио и интернет содержат много негативной информации: сюжеты и передачи о преступлениях, катастрофах и терактах, журналистские расследования, документальные фильмы.


Дети быстро усваивают любую, а особенно негативную, информацию. Поэтому просмотр недетского кино может сказаться на сне ребенка

Как определить страхи?

Ночные страхи у детей обычно появляются еще до года, начиная с 6 месяцев, и связаны с особенностями развития малыша. В 2 – 3 года дети бояться остаться одни, в 4 – 6 их пугают темнота и различные монстры и чудовища, что и отражается в их сновиденьях. Характерными особенностями кошмаров являются:

  • они начинаются обычно через 2 – 2,5 часа после засыпания, обычно в промежутке между 1 и 3 часами;
  • продолжительность – от 5 до 20 минут, с внезапным началом и окончанием истерики;
  • повторяемость по нескольку раз в течение ночи;
  • ребенок резко просыпается, кричит и плачет, распахивает глаза, но он ничего вокруг не замечает и ни на что не реагирует (рекомендуем прочитать: );
  • во время приступа наблюдается повышенное потоотделение и затрудненное дыхание;
  • ребенок просыпается в истерике, но никак не реагирует на появление родителей, поскольку не осознает ни их присутствие, ни самого себя;
  • не удается успокоить истерику малыша или переключить его внимание на что-либо другое;
  • не осознанные агрессия по отношению к родителям и попытки разгромить помещение, в котором находится.

Обнаружив перечисленные выше моменты в поведении собственного малыша, не отчаивайтесь. Любому родителю тяжело наблюдать за кошмарами и истериками собственного ребенка и быть не в состоянии помочь ему, но исправить ситуацию возможно. Вы можете обратиться за помощью к психологу или подождать, когда малыш повзрослеет, и кошмары пройдут сами собой.



Детское воображение довольно яркое. Поэтому малыш может придумать множество прячущихся в его комнате монстров. Родителям же необходимо развеять страхи ребенка, показав, что под кроватью и в шкафу абсолютно пусто

Как бороться с ночными страхами?

Истерики и кошмарные сны по ночам с возрастом проходят сами по себе, но выполнение некоторых простых рекомендаций способно облегчить период их протекания. Вам следует:

  • оставаться спокойными – такие проблемы достаточно часто встречаются у малышей в возрасте 3 – 5 лет и являются не столь ужасными, как вам кажутся;
  • постоянно быть рядом с малышом – ваша задача не позволить ему в таком состоянии причинить вред себе и окружающим;
  • не напоминать ребенку о случившемся, чтобы не усиливать его переживания;
  • попробовать предупредить появление кошмаров, разбудив малыша примерно через 30 минут после засыпания – так вы избежите очередного приступа;
  • дать ребенку возможность высыпаться, увеличив отведенное на сон время и организовав дневной отдых, что особенно важно детям до 3 лет;
  • не позволяйте малышу переутомляться – следите за его нагрузками в течение дня, для детей 7 – 10 лет при отказе от ночного сна измените время подъема или отбоя;
  • показывайте ребенку вашу заботу – тесные доверительные отношения помогут спокойно обсудить ситуацию и попытаться найти источник ее появления.

Обращаться ли к врачу?

В большинстве ситуаций для преодоления кошмаров достаточно помощи родителей, но в ряде случаев требуется обращение к специалистам. Родителей должны насторожить следующие симптомы:

  • продолжительность приступа составляет более 30 минут;
  • кошмары приходят ближе к утру;
  • во время приступа нарушается речь, поведение становится неадекватным;
  • малыш своими действиями во время истерики может причинить себе вред;
  • страхи не проходят и днем;
  • причиной кошмаров является обстановка в семье – конфликты, развод родителей, домашнее насилие;
  • с течением времени приступы становятся все сильнее и продолжаются более года;
  • кошмары и истерики отражаются на поведении малыша днем;
  • во время кошмаров и истерики у малыша случаются приступы недержания мочи.


Если ребенку приснился кошмар, то родители должны помочь ему успокоиться. Как вариант, можно полежать с ним, почитать книгу, главное, чтобы малыш чувствовал себя защищенным

Особое внимание протеканию ночных приступов следует уделять при наличии у детей судорожной готовности, выражающейся в:

  • резких движениях головой;
  • подергивании плечами;
  • и закатывании глаз;
  • высовывании языка;
  • заикании;
  • приступах энуреза, повторяющихся по нескольку раз за ночь;
  • удушье;
  • ложном крупе;
  • бронхиальной астме.

Все перечисленные симптомы только усугубляют ситуацию с детскими истериками и кошмарами. Поводами для незамедлительного обращения к врачу являются приступы, сопровождающиеся:

  • криками;
  • двигательным возбуждением;
  • потерей сознания.

При появлении таких симптомов проводится диагностика состояния малыша и, исходя из ее результатов, назначается медикаментозное лечение. Для преодоления проблем может потребоваться и помощь психолога.

Профилактика и лечение



В процессе лечения страхов ребенка, возможно, придется прибегнуть к помощи психолога

Сами кошмары редко лечатся с использованием медицинских препаратов, устранить пытаются обычно причину их появления. В случаях, когда источником их возникновения является физическое или психическое заболевание – ведется его лечение. Если же кошмары стали результатом стресса или переживаний у малыша – необходима консультация у детского психолога или психиатра. Иногда могут быть назначены препараты, направленные на сокращение фазы быстрого движения глаз или предотвращения ночных пробуждений – это делается только при серьезных нарушениях сна у ребенка.

Выяснением обстоятельств появления детских страхов должен заниматься психолог. Во время общения с малышом он определяет источник кошмаров, степень их опасности и меры для борьбы с ними. Основными приемами диагностики являются рисунки, ролевые игры и постановки сценок – в них на примере героев можно узнать и проанализировать причины возникновения страхов, обсудить их последствия.

Поведение детей лучше всего показывает, какая в семье атмосфера, как ведут себя родители. Именно они своим примером формируют модели поведения ребенка, что может привести к чрезмерной боязливости или недоверию к окружающим.

Спокойная, ровная обстановка в семье, отсутствие напряженности и конфликтов помогут малышу преодолеть страх темноты и избавиться от кошмарных снов. Хорошим подспорьем в борьбе с кошмарами могут стать и активные занятия спортом. Плавание, прыжки с вышки или через планку, боевые искусства – все это придаст уверенности в собственных силах и избавит от боязни темноты, воды, высоты и так далее.

Работа с детскими кошмарами предполагает устранение непосредственной причины появления страха. Следует объяснить малышу, что бояться – это абсолютно нормально и естественно, поскольку страх позволяет избегать опасных ситуаций. Родителям следует чаще говорить ему, что в страхах нет ничего постыдного, их нужно принять и научиться жить с ними.



Рисунки ребенка могут отражать все его страхи и проблемы. Опытный психолог поможет разобраться с причинами возникновения проблемы плохого сна

Как вырастить смелого малыша?

Для того, чтобы ребенку вырасти смелым и активным необходимо приложить определенные усилия, и помочь в достижении этого способны такие рекомендации:

  • не унижайте, но и не делайте ребенка и его желания главным;
  • относитесь к нему как к равному, уважайте его личность;
  • не пугайте малыша и не наказывайте его без серьезных оснований;
  • следите, чтобы у него было достаточно общения с разными людьми – родственниками, ровесниками, друзьями;
  • делайте вместе с ребенком различные поделки, занимайтесь с ним творчеством – так вы сможете следить за его психическим состоянием и нейтрализовать вовремя появляющиеся страхи;
  • чаще обнимайте и целуйте малыша – телесный контакт с родителями поможет почувствовать ему вашу заботу и защиту;
  • следите за атмосферой в семье – доверие, уважение и любовь помогут уменьшить, а то и полностью избавиться от страхов.

Как вести себя родителям?

Преодолеть детские страхи можно, придерживаясь следующих принципов:

  • Уважайте ребенка и его страхи, не смейтесь над ними и не отрицайте их. Выше участие и внимание к проблеме дадут больший эффект, чем высказывания из серии «Ты уже большой, чтобы бояться темноты (подробнее в статье: )!», «Хватит себе придумывать!» и им подобные.
  • Не стыдите и не упрекайте ребенка за его переживания – так вы только усилите тревогу и приведете к появлению чувства вины. Пусть он знает, что право бояться есть даже у «настоящих мужчин».
  • Не пытайтесь заставить ребенка напрямую преодолеть страх, например, оставив его одного в темной комнате. Предлагайте ему свою помощь и поддержку: осмотрите вместе все «страшные» места, где ему мерещатся различные опасности, загляните в шкафы, под кровать, в темные углы. Никого там не обнаружив, ребенок быстрее поверит в необоснованность своих переживаний и успокоится.
  • Когда ребенок плохо себя ведет, не пугайте его разными чудищами и злодеями и не грозитесь отдать кому-либо.


Понимание, забота и любовь родителей – вот важные составляющие для устойчивой психики малыша

Детское воображение – источник ночной тревоги

Все дети не похожи друг на друга – у каждого из них есть свои фантазии и собственное мнение обо всем. Они могут сами создать для себя объект ночных кошмаров, а развитее воображение только придаст им большую реалистичность. Использовать эти способности ребенка можно и для преодоления страхов.

Наладьте контакт с ребенком, чтобы выяснить источник страха. Помогите ребенку отделить свои переживания от себя и преодолеть их, научившись изменять и контролировать свои чувства. Попробуйте для этого:

  • вместе с малышом сочинить историю с хорошим концом, где рассказывается о способе победы над страхом;
  • сделать рисунок, где был бы изображен страх, а затем разорвать его – одновременно уничтожая и картинку, и помогая малышу взять под контроль свои эмоции.

Помещение для сна

Постарайтесь обеспечить ребенка персональной комнатой, если вам позволяют сделать это ваши возможности. Обстановка в детской должна создавать уютную и успокаивающую атмосферу:

  • Обеспечьте в детской хорошую шумоизоляцию, чтобы ничего не нарушало сон малыша.
  • Выдерживайте в помещении оптимальный микроклимат – доктор Комаровский рекомендует для детских температуру в 18 – 20 °С и влажность порядка 50 – 70%.
  • Регулярно проветривайте комнату и делайте в ней влажную уборку.
  • Используйте постельное белье только из натуральных тканей. Оно всегда должно быть свежим и чистым, спокойной расцветки в светлых тонах. Можно также использовать постельное белье с любимыми персонажами малыша.
  • Позаботьтесь о безопасности спального места, проверьте отсутствие острых выступов.
  • Использование радио- или видео-няни позволит вам своевременно узнавать о беспокойном сне малыша, если у него есть собственная комната.
  • Специальный ночник или любимая игрушка, взятая с собой в кровать, защитят от чудовищ и прогонят страхи.

Часто родители приходят в недоумение, почему малыш после сна заходится в громком и долгом плаче. Истерика после сна у ребенка чаще всего возникает днем, хотя возникает плач и после ночного сна. К 3-4 годам, а порой и раньше, истерики проходят сами собой.

Причины истерик у детей 1-4 лет

Истерика проявляется в громком неестественном плаче, переходящем в визг. При этом малыш выгибает тело, не реагирует на слова и действия взрослых. У грудничков обычно бывают не истерики, а плач, который служит призывом. Родителю лишь остается удовлетворить потребность новорожденного: накормить, согреть, поменять пеленки.

Истерики возникают в более осознанном возрасте - от 1-1,5 до 3-4 лет. В этом возрасте дошкольник активно познает окружающий мир, законы социума, знакомится с новыми людьми. Иногда психика детей не выдерживает перегрузок и снять стресс можно криком.

Неврологи считают истеричный плач нормальной реакцией неокрепшей детской психики на раздражители. Во сне малыш может повторно проживать травмирующую ситуацию или увидеть сюжет, которого не было в реальности.

Малыш еще слишком мал, чтобы отличить явь от нереальности. Поэтому если ему снится, что родители поставили в угол - обида и агрессия будет направлена на родителей, если снится, что обидел сверстник - такая ситуация также будет восприниматься как вполне реальная.

  1. Истерики могут возникать и после резких перемен в жизни. Например, малыш пошел вдетский садили был отучен от бутылочки. С помощью крика малыш пытается снять возникшее напряжение. При этом днем травмирующая ситуация забывается, ребенок увлеченно играет игрушками. Но после пробуждения первым делом рождаются тревожные мысли.
  2. Падать настроение после сна может и по причине позднего просыпания. Если ребенок спит во второй половине дня, то после пробуждения чувствует себя вялым и разбитым, также как и взрослый человек.
  3. Причина может быть и в некачественном сне. Если малыш спит в шумном помещении или звуки проникают с улицы, он может чувствовать себя не выспавшимся.
  4. Основные причины истеричного пробуждения могут быть отнесены к перевозбуждению нервной системы. К 4 годам нервная система укрепляется, дошкольник не так остро реагирует на дневные события.

Провоцируют истерики стрессовые ситуации в семье, например, ссоры родителей. Домашние скандалы малыш 1-4 лет воспринимает очень остро, реагирует дневными и ночными истериками. При этом ребенок может вскочить среди ночи, начать кричать, а наутро ничего не помнить.

Как помочь малышу

Детям раннего возраста необходимо спать в комфортных условиях. Засыпание следует организовать в тихом помещении со свежим воздухом.

Детей желательно ограждать от явно стрессовых ситуаций. К новым условиям лучше приучать постепенно. С няней и родственниками лучше оставлять сначала на полчаса-час, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Если малыш после пробуждения истерит, лучше дать ему возможность покричать. На все истерики лучше реагировать внешним спокойствием. Это обескуражит малыша и заставит его успокоиться.

Можно взять дошкольника на руки, уложить и слегла покачать, спеть успокаивающую колыбельную. Если вы думаете, что малышу снился кошмар, лучше не заострять внимание на сновидении. Не нужно расспрашивать, что он увидел во сне. Детям раннего возраста трудно сконцентрироваться и пересказать картинки, рожденные подсознанием. Лучше увести малыша от ситуации, занять играми или кормлением.

Если ребенок стал тревожным и днем во время бодрствования, покажите его неврологу. Возможно, потребуются легкие успокоительные средства. Консультация врача необходима и для родителей гиперактивных деток.

Необходимо исключить и болезнь, поэтому стоит обратить внимание и на дополнительные симптомы. Если их нет, причина истерик в возрастных изменениях.

Особенности четырехлетних детей

Внутренний мир 4-летнего человека уже достаточно сформирован. Он неплохо знает окружающий мир, начинает понимать процессы, происходящие в окружающей среде. В четырехлетнем возрасте ребенок впервые осознает, что жизнь конечна. Информация о смерти немалое потрясение для психики. Смириться с мыслью, что его когда-то не станет, ребенок не хочет. Из-за мыслей о смерти он тихонько плачет ночами в подушку.

Оградить малыша от информации о смерти невозможно. Так или иначе ему предстоит пережить это знание. Можно рассказать сыну или дочери, что материальным миром жизнь не ограничивается. Не важно, верите ли вы сами в жизнь после смерти. Такая информация поможет снять тревожность, а повзрослев, малыш сам разберется, что к чему.

Когда сыну было около двух. Его истерики были ужасные. Они начинались на ровном месте. Они не заканчивались если бросить все силы на утешения. На руках ребенок вырывался. Объяснение не понимал. Показать что же собственно хочется или не хочется не пытался! Я помню ужины в напряженном молчании и недоумении. Когда ребенок чуть что валился на пол и орал. А рассказать мужу что то кроме того как ужасно прошел наш день было нечего. Истерики стали нашими буднями, частью нашей жизни. Крики, визги, битье головой об пол, падание по любому поводу, крокодильи слезы и икота…Помню наше бессилие от того что сын не дает себя утешить. Помню странные взгляды родственников и друзей - мол воспитывать бы уже пора!

Аутизм тяжелое заболевание, когда разлажено и разрушено ВСЕ.

Отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.

Нежелание общаться и выполнять требования делает ребенка капризным.

Сенсорные проблемы и неадекватные реакции на шум и раздражители делают ребенка порой невминяемым.

Физические и кишечные проблемы не способным справиться с собственным настроением.

Слабое понимание речи делают попытки объяснить бесполезными.

Отсутствие речи или скудный словарный запас делают истерику чуть ли не единственной возможностью ребенка отвоевать свои «хотелки и нехотелки».
Интернет пестрит советами и рекомендациями как справиться с истериками и капризами. Но все они не подходят для особых деток. Советы психологов и мам во дворе бывают бесполезными. Отвлечь, объяснить, переключить, настоять порой просто НЕВОЗМОЖНО. Но бороться с капризами все таки можно и нужно. Только способы другие. Об этом моя новая статья.

Истерики - поведение ребенка, который не может поступать так, как ему комфортно. Знайте пределы терпения вашего ребенка и старайтесь не заставлять делать то, на что он неспособен. Старайтесь максимально предотвращать ситуации, которые провоцируют истерики. Многие истерики можно предотвратить!

Если же истерика показная, проявите твердость. И если сказали нет ни под каким соусом не сдавайтесь! Через не хочу сделайте вместе с ребенком или руками ребенка, доведите то чего хотели или не хотели до конца. Иначе не стоит и начинать. Будьте твердыми только там где это действительно важно. Но будьте принципиальными всегда если сказали НЕТ или что то требуете.
Если вы сдадитесь в момент слез и истерики, то закрепите такое поведение ребенка. Если же проявите настойчивость, продемонстрируете ТВЕРДО несколько раз свои намерения(подходящее место и время). Ребенок поймет что сопротивление БЕСПОЛЕЗНО! Не сразу, но обязательно научится реагировать спокойнее на ваше нет и поймет что «нет» не превращается в «да», даже если очень изобретательно кричать не своим голосом и валяться по полу.

Многие истерики можно предотвратить ЕСЛИ:


соблюдать режим дня, придерживаться расписания и делать его наглядным

Предупреждать ребенка заранее о смене деятельности КОНЕЦ, говорить что ждет ребенка ПОТОМ
-придерживаться правил установленных дома и соблюдать их самим, поддерживать правила всех членов семьи

Следить за состоянием ребенка, голодом, страхами. Чередовать нагрузку.

Если предвидеть плохое поведение и взять самое любимое и нужное с собой заранее

Предупреждайте скуку, следите за признаками приближения истерики и вовремя отвлекать

Награждать хорошее поведение. Помогать, поддерживать, вовремя хвалить

Если максимально социализировать ребенка, по степенно наращивать нагрузку и медленно вводить новое, по-тихоньку приучая к раздражителям и новым местам

Если хвалить ребенка чаще, чем давать ценные указания. Говорить аутенку чаще как он ДОЛЖЕН делать, а не критиковать. Сменить частичку НЕ на ПОЗИТИВ

Прислушиваться к тому что хочет ребенок и давать иногда выбор(там где он есть)

Убирать физические проблемы, соблюдать, помогать кишечнику, иммунитету, снимать интоксикацию, оказывать, иначе развитие будет стоять на месте, а ребенка мучить головные, суставные, кишечные и другие боли

Следить за сенсорными перегрузками: попргыать, побегать, выйти на свежий воздух, крепко обнять, покачать, погладить и т.д.

— давать мелкие просьбы ребенку и задания, помогать становиться успешным, рука в руке, постепенно снижая подсказку
-если находить компромисс и торговаться и ВСЕГДА выполнять обещания и не бросаться словами которые не будут исполнены
-если добиваться исполнения своих просьб к ребенку,настаивать и не лениться помочь и показать что игнорирование бесполезно.
-если быть последовательными в решениях и правилах которые устанавливаете. Соблюдайте их в первую очередь самим

— принимать своего ребенка даже в плохие дни, думать о том ПОЧЕМУ ребенку плохо, а не почему он так себя ведет.

и другие способы.

ВАЖНО:

Истерика - способ общения. Через истерики развивается абсолютно любой ребенок!

Чаще всего истерика у ребенка с аутизмом это НЕ избалованность и НЕ непослушание

Во время истерики ребёнок теряет контроль над собой, а не отказывается слушаться.


Как бороться с истерикой

Оценивайте ситуацию. Выберите подходящий способ: игнорирование, переключение внимание, расслабление, утешение, воспитательный процесс. В зависимости от причины истерики.

Успокойтесь сами, подышите, игнорируйте людей и советы окружающих, найдите самое спокойное место или вынесите ребенка на улицу.

Попытки отругать, уговорить или внушить что-то ребёнку во время истерики, как правило БЕСПОЛЕЗНЫ

Чтобы успокоить ничего не требуйте, говорите просто и мало, возьмите на руки или на колени.

НЕ раздражайтесь. Чем спокойнее мама тем спокойнее ребенок.

Не раздавайте подзатыльники, это не понятно и обидно ребенку.

Игнорируйте там где это уместно. Лучше дома где вы можете тренироваться в выдержке сколько угодно

Можно помочь крепкие объятие, физическая активность, смена места действия(подальше от раздражителя)
Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено в момент истерики вы закрепите такое поведение.


Помните. Если бы Аутята могли, они бы вели себя лучше! Но самоконтроль слабее, понимание речи хуже, сенсорные проблемы и физическое недомогание мешает правильно развиваться. Желание угодить и порадовать кого то либо кроме себя ОТСУТСТВУЕТ. Аутисты - это полные эгоисты. Они не обременены нормами и правилами. И желанием их соблюдать. Громко топать, щипаться, кусаться, орать проще если это приводит к результату. Наша же задача показать ребенку что правила, требования, нормы, запреты и обязанности все таки СУЩЕСТВУЮТ.

Будьте максимально терпеливы и спокойны. Помните. Вы НЕ МОЖЕТЕ предотвратить все истерики. Потому что истерики часть Аутизма. Детям тяжелее справляться с отказом. Чинить сломанные игрушки, отказать от чего то, сменить маршрут или деятельность. Аутята воспринимают нагрузку, музыку, свет, окружающий шум и обычный для других вещи ИНАЧЕ. Вы не можете контролировать самочувствие и реакции вашего ребенка. Вы можете только попытаться снять физические проблемы(, ), понять и предотвратить какие то моменты.

Проблемы истерик были и нашей проблемой. Сын отказывался ходить в магазины. Орал дурным голосом в больницах. Требовал криками вкусности. Бился головой об пол при слове нельзя. Валялся на улице на асфальте по невидимым нам причинам…

Сейчас все намного лучше, ребенок социализирован на хорошем уровне, мы можем пойти в гости, в парк, игровую, на день рождение, даже в игрушечный магазин и магазин сладостей… в свои 4,5 года ребенок знает что если мама «пристала» то проще выполнить, а если сказал нет, то стоит прислушаться. Максим говорит, отказывается речью, просит словами и посещаетдетский садикна весь день. Он уже может понять и НЕТ и ПОТОМ и НЕЛЬЗЯ. Все больше и больше требований предъявляет общество к сыну.
Слезы все еще бывают, но это уже не те получасовыеистерики когда ребенок орал, валялся, визжал, кричал и вырывался. Когда он не слышал, не видел и невозможно было утешить, отвлечь переключить, а главное ПОНЯТЬ. Что же так расстроила ребенка.

Мы придумывали множество способов предотвратить и снизить частоту истерик. Работали изнутри убирая физические проблемы и сенсорные пробелы, развивали специально эмоционально-волевую сферу и говорили НЕТ и были последовательны и везде таскали ребенка и невзирая на хочу или не хочу делали вместе, рука в руке. И совершали ошибки. И искали новые пути и возможности. Подстраивались. Принимали ребенка и в его плохие дни. Учились справляться с аутичным поведением своего ребенка и его слезами.

Бороться с капризами Аутят можно и нужно. Надо просто помнить, что детки наши особенные и истерики их не простые и не спроста. Надо учиться говорить нет и игнорированию там где это может сработать. Нужно научиться чувствовать по ребенку где его истерика это плохое поведение, а где усталость и переутомление, недомогание.

Как предотвратить, как избежать, как отвлечь, как утешить. Где, а главное КАК настоять на своем и четко громко сказать нет описано в моей новой статье. В своей я постаралась максимально ответь на вопрос Получилась очень большая и очень содержательная статья. С множеством примеров, полезных рекомендации, а также наш опыт, наши приемчики и секреты.

Я всем желаю победы в нелегкой борьбе с истериками. Научиться преодолевать и справляться с аутичным поведением МОЖНО!

Наталия Максимина, ноябрь 2015


Популярные статьи